Межсезонье не раз играло злые шутки с беспечными автомобилистами на дороге. Среди затянувшихся теплых дней поздней осени внезапно пришедший арктический фронт подмораживает по утрам асфальт, и в автомастерских начинается «день жестянщика». Как подготовиться заранее к переменам погоды и не стать жертвой таких сюрпризов природы, мы поговорили с начальником отдела ГИБДД России по Тарасовскому району В.В. Бондаренко.
— Многие в межсезонье задаются вопросами сроков смены летней на зимнюю резину, — говорит Бондаренко. — Дождаться уменьшения очереди на шино монтаж или, наоборот, пере- обуться заранее? Определить оптимальный момент для смены резины «на глаз» сложно — как минимум потому, что до сих пор нет стопроцентно точных прогнозов погоды. Но все же стоит учесть некоторые правила.
В России уже несколько лет действует Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транс портных средств», в котором говорится о том, когда нужно менять резину. Пункт 5.5 документа гласит: «Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомп лектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колёсах транспортного средства. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств – членов Таможенного союза».
Ещё в 2020 году МВД опубликовало проект нового Перечня неисправностей и условий, запрещающих эксплуатацию автомобилей, являющегося приложением к основному тексту Правил дорожного движения. В нем запрещается эксплуатация шин не по сезону (в том числе шипованных — летом). Поправки в кодекс предусматривают штраф за это по статье 12.5 КоАП. Новый Перечень ввели в действие с марта 2023 года.
Но из-за очевидных климатических различий в регионах России местные власти могут самостоятельно устанавливать период использования зимних шин по своему усмотрению. Однако самое разумное — это следовать рекомендациям производителей шин. Они говорят о том, при какой температуре резина демонстрирует свои наилучшие свойства и качества для движения по различным видам покрытия. Гадать, пора ли менять покрышки, не нужно. И дело тут не только в их протекторе. Резина летних покрышек не рассчитана на низкие температуры и на холоде теряет эластичность («дубеет»), что приводит к снижению сцепления с поверхностью дороги, комфорта и безопасности при движении. При среднесуточном температурном показателе окружающей среды +7°C ездить на летней резине становится рискованно. Лучше не ждать первого гололеда и «переобуться», даже если днём ещё пока тепло. Ведь ночные понижения температуры уже представляют для автомобилистов подвох в виде «дубовых» от холода летних шин, из-за чего не редки аварии на мостах и путепроводах, которые промерзают сильнее.
Не стоит переживать о чрезмерном износе «зимней» резины. Попасть в ДТП окажется дороже, чем потерять за время езды по сухому асфальту несколько шипов. Заметные изменения, способные всерьёз повлиять на безопасность, происходят в покрышках лишь при температурах выше +15°C. Поэтому смена резины возможна в любое время, как только по ночам темпера тура перестанет опускаться ниже всё тех же +7°C.
В общем, не стоит в этом вопросе привязываться к конкретной дате на календаре. Климат меняется, и, запланировав эту операцию, загляните предвари тельно в прогноз погоды — хотя бы на ближайшие дни.
С 1 декабря 2023 года инспекторы ГИБДД будут штрафовать водителей за поездки на летних покрышках зимой. Наказание за это нарушение по статье 12.5 КоАП — 500 руб.
Кроме этого, не забывайте, что в целом зимой автомобиль эксплуатируется в более сложных условиях. Поэтому риск аварий и поломок существенно вырастает. Русская пословица о санях и лете как нельзя кстати говорит о необходимости подготовки своего транспортного средства заранее. Необходимо будет не только сменить резину, но и проверить аккумулятор, смазать силиконовой смазкой резину уплотни телей дверей, стёкол и крышки багажника. Не лишним будет проверить ходовую и поменять при необходимости дворники, ведь частые осадки, грязь из-под колес заставят их работать в усиленном режиме. Подкрасьте сколы и царапины на кузове. Так вы убережете лакокрасочное покрытие своего автомобиля от разрушений, вызванных реагентами и влагой.
Изменения в перечень неисправностей автомобилей, при которых запрещена их эксплуатация вступили в силу с 1 сентября 2023 года.