В Районе

Всегда есть «билет в детство»

Наступивший 2023 год в России объявлен Президентом Владимиром Путиным Годом педагога и наставника. В связи с этим «Родная сторона» готовит серию публикаций, посвященных всем тем, кто на учительском поприще сумел заронить в душах своих учеников семена разумного, доброго, вечного, оставив хорошую память в делах и судьбах многих наших земляков, также расскажем об успешных практиках сельского образования.

Наверное, никто лучше самого педагога не сможет рассказать о тонкостях своей профессии. Даже журналисту трудно влезть в его шкуру, чтобы прочувствовать и передать читателям все оттенки и нюансы этого ремесла. Поэтому сегодня слово представителю целой династии школьных учителей Инне Куликовой, которая преподает биологию в Дячкинской школе.

— Всерьёз о будущей профессии я задумалась уже ближе к окончанию школы. Главную роль в выборе сыграли бабушка и мама, а еще моя первая учительница Прасковья Гавриловна Щипелева. Помню, как на выпускном вечере директор школы Иван Васильевич Гладкий, представляя меня, сказал: «Вот будущий учитель начальных классов». Эти слова и отметили судьбоносный поворот моей жизни.

ПО СТОПАМ БАБУШКИ

Интерес к профессии педагога появился в раннем детстве, благодаря бабушке Eкатерине Ивановне Полупановой. Более 30 лет она проработала учителем начальных классов в сельской школе.

— Годы ей выпали трудные — страна поднималась из пепла Гражданской, пережила Великую Отечественную, восстанавливалась в послевоенное голодное время. Будучи учителем, она и сама проходила жесткую школу жизни, полной трудностей, связанных с профессией. После окончания Каменского педучилища в 1940 году по распределению уехала в глухой угол Новосибирской области. Через 6 лет вернулась в Тарасовский район. Работала в Нижней Тарасовке, в Мокроталовке, в Васильевке вплоть до 1976-го. Высокое звание учителя обязывало Eкатерину Ивановну, несмотря ни на что, держаться достойно, являя собой пример выдержки, воспитанности, образованности. «Учителю достаточно иметь только два качества — большие знания и большое сердце», — говорила она, и следование этому принципу помогало верить в себя и оставаться уважаемым человеком среди людей. У нас в семье хранятся многочисленные благодарности не только от государства за ее труд, но и письма, поздравительные открытки от ее бывших учеников. Всякий раз с трепетом беру их в руки, понимая, какой труд и любовь моей бабушки скрываются за строками этих посланий.

ДИНАСТИЯ

Несмотря на трудности профессии, нередко дети и внуки учителей идут по этому пути. Так произошло и в нашей семье — я, как и старшая сестра Маргарита Ванеева,-тоже вступила на эту стезю. Впоследствии, волей судьбы, наша педагогическая династия удвоилась — мой муж Андрей тоже учитель и тоже из семьи педагогов. Не одно поколение тарасовцев помнит его отца Владимира Алексеевича Куликова, который работал учителем физической культуры, а мама Любовь Николаевна Толстокорова была педагогом дополнительного образования. Кроме того, жена брата Алексея — Людмила — учитель русского языка и литературы в Васильевской школе, где преподает математику и физику и моя сестра, где когда-то работала и моя бабушка Eкатерина Ивановна Полупанова.

РАЗМЫШЛEНИЯ О ПРОФEССИИ

И вот я — учитель. Это не просто профессия. Это — образ жизни и осознание огромной ответственности перед государством, обществом и прежде всего перед учениками. Передо мной за партами сидит будущее страны. В жизни ребенка многое зависит от того, кто поведет его дорогой знаний. Повезло тем, кто на жизненном пути встретил настоящего наставника, которого мы потом вспоминаем с благодарностью всю жизнь. Такие учителя по сути остаются бессмертными, продолжая жить в своих учениках. Думая о своей будущей работе, никогда не представляла себя строгой учительницей, грозно топающей по классу с указкой в руке. Нет! Мне хотелось быть для своих учеников звёздочкой в пасмурную ночь, но при этом учиться и открывать новые знания вместе с ними, никогда не ставя себя выше. Когда передо мной встал вопрос выбора направления учительской деятельности, я не задумываясь стала биологом, твердо веря, что общение с природой нравственно полезно для духовного роста детей. И еще я всегда была уверена, что учитель обязан быть культурным человеком. Только тогда он способен уважать других и достоин уважения сам.

РАБОТА И EСТЬ ЖИЗНЬ

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем он заканчивается для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но он настолько плотно заполнен разными событиями — приятными и не очень, встречами — интересными и скучными, замечаниями — моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями, что мне некогда скучать.

ПОЧEМУ БИОЛОГИЯ?

Каждый раз не перестаю удивляться, как в биологии сталкиваются прошлое, настоящее и будущее, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть. Как учитель я стараюсь помочь детям осознать- непреходящую ценность природы, уникальность и красоту биологических видов, дать понимание взаимосвязей в природе. Вместе с холодным научным подходом в биологии присутствует и большая нравственная составляющая. Ведь сегодня как никогда остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе для сохранения жизни на Земле. Проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Опасность происходящих в природе изменений под давлением антропогенного воздействия заставила нас задуматься об ответственном отношении человека к окружающей природе. Сегодня перед современным учителем биологии стоит задача развития у учащихся биоэкологического мышления. Надо научить детей жить в согласии с природой. В 2013 году мы создали экологическое объединение «Эколюдики». Учащиеся школы активно принимают участие в муниципальных и региональных конкурсах, конференциях, экологических слетах и фестивалях, акциях, занимают призовые места. Ребята участвуют в выполнении экологических исследований, реализовывают свои творческие способности.

Но мало дать школьникам лишь теоретические знания. Нужна мотивация для их восприятия через исследовательскую и проектную деятельность. Но невозможно научить этому детей, не будучи самой вовлеченной в этот процесс. Поэтому проектная деятельность, исследовательская работа, наблюдения стали приоритетными направлениями в работе и я постоянно нахожусь в процессе самооценки и самопознания.

УЧИТEЛЬ…

Как учитель биологии я верю, что мой труд принесет свои плоды в жизни учеников в виде решения экологических проблем и сбережения окружающей среды. И еще я пришла к выводу, что учитель — счастливейший человек на Земле, потому что у него всегда есть «билет в детство». С улыбкой думаю о том, что просто обречена быть всегда молодой, активной и многогранной.

Педагогическая династия семьи Куликовых-Ванеевых насчитывает 7 человек, носящих гордое звание школьного учителя. Родственники надеются, что сын Алексея Ярослав тоже выберет этот путь и традиция не прервется

***
фото: Екатерина Ивановна Полупанова объясняет своему ученику задание в Васильевской школе (фото из семейного архива);

Инна Евгеньевна Куликова продолжает дело бабушки в Дячкинской школе

Поделитесь новостью:
Предыдущая запись
Бетономешалка сбила 12-летнюю девочку в Ростове
Следующая запись
В Аксае ребенок устроил пожар в квартире
Новости СМИ2