В Районе

Вертепный театр выходит на тарасовскую сцену

Впервые в районном Доме культуры широкой публике представят Рождество в традициях вертепного театра.

При этом зрители не только увидят библейскую историю появления на свет Спасителя мира, но и смогут послушать праздничные церковные песнопения, а также народные колядки, которые уже не одну сотню лет звучат в Рождество в русском православном мире.
Если до этого ежегодные представления в РДК имели вид спектаклей чисто светского содержания, то в этот раз перед зрителями раскроют истоки и смысл Рождества Христова через инсценировку евангельского сюжета в классическом виде. Как рассказала один из участников постановки Нина Бандурина, спектакль будет сыгран силами артистов воскресной школы церкви Тихона Задонского.

  • Совместными усилиями с отделом культуры администрации Тарасовского района мы постараемся вернуть забытую традицию вертепного театра, которая была популярна в России до 20-х годов прошлого века, — пояснила Нина Бандурина. — Авторами идеи являются настоятель нашего прихода отец Игорь и матушка Марина. В стенах храма Тихона Задонского на протяжении нескольких лет происходят рождественские постановки, но они известны в основном только прихожанам. В этот раз мы решили выйти на светскую сцену, чтобы поделиться радостью святого Рождества с каждым, кто пожелает присоединиться к его тайне. В рамках представления церковный клирос исполнит праздничные канонические песнопения, два народных коллектива представят колядки, а ансамбль «Сказка» — эстрадные номера, которые вписываются в рождественскую тематику. Таким образом мы попытаемся приподнять завесу над жизнью христианской православной общины, чтобы она стала более понятной и доступной для широкого круга.
    Само по себе слово «вертеп» в переводе со старославянского языка означает «пещера». А рождественский вертеп — место, где появился на свет Иисус Христос. В Рождество принято украшать христианские храмы небольшими изображениями, где обязательно присутствуют фигурки Богородицы, святого Иосифа и младенца Иисуса в яслях. И над ними сияет Вифлеемская звезда. Ведь дело происходит близ города Вифлеема, куда 2 тысячи лет назад устремились жители по приказу царя Ирода на перепись населения. Иосифа и Марию ночь застала в пути, и они вынуждены были заночевать в ближайшей от дороги пещере, в хлеву, куда пастухи на ночь загоняли скот. И вот там, в мерцании лучины родился Спаситель мира и на небе ярко загорелась звезда, которая и привела к нему трех волхвов: Гаспара, Валтасара и Мельхиора. Они принесли новорожденному богатые дары – золото, смирну и ладан. Но по преданию, первыми услышали весть о рождении Христа пастухи, которым явился ангел. Эти простые люди поспешили в пещеру увидеть чудо появления на свет Младенца — поэтому и они часто участвуют в картине рождественского вертепа.
    Во времена, когда многие не умели читать и богословская литература им была недоступна, демонстрация таких композиций в храмах с разъяснениями священника позволяла наглядно донести до верующих историю праздника. Потом кто-то придумал двигать фигурки и по сюжету озвучивать их своим голосом. Так вертеп из неподвижного символа Рождества стал кукольным представлением. Жанр был очень популярным в Восточной Европе, в Польше, на Украине и в России. В небольшом ящике («вертепе») устраивали кукольный театр, в котором разыгрывались сюжеты на рождественскую тему. С вертепом и колядками ряженые ходили вечером по деревне, поздравляя соседей.
    Далее представление получило развитие в виде «живого вертепа», в котором стали играть роли не куклы, а настоящие люди. В последние десятилетия интерес к вертепам в России вернулся. Начиная с середины 1990-х годов, школьные театры, прихожане храмов, ученики воскресных школ и даже артисты театров участвуют в представлениях на рождественский сюжет. Проходят даже фестивали вертепных театров.

Как я уже сказала, в нашем представлении принимают участие дети из воскресной школы, — продолжает Нина Викторовна. — Разучивают роли, репетируют за несколько недель до праздника. Причем некоторые из ребят уже не первый раз надевают костюмы и показывают рождественскую историю в лицах со сцены вертепного театра. Например, Тимофей Голенко второй год подряд выступает в роли Иосифа. Слов в роли не много, но, как говорит сам юный артист, всякий раз он переживает эту историю, как будто произошедшую с ним лично. А Маша Новоточинова изображает впервые на большой сцене Марию и очень волнуется перед выходом к зрителю. Но девочка серьезно относится к порученной роли и мы уверены, зрители прочувствуют атмосферу той ночи под Вифлеемской звездой.

Метки: в районе
Поделитесь новостью:
Предыдущая запись
Что нельзя делать перед Рождеством: приметы и суровые запреты в Сочельник
Следующая запись
Какие имена чаще всего давали детям в 2024 году
Новости СМИ2