Марина Сергеевна Агеева — учитель русского языка и литературы в Митякинской средней общеобразовательной школе.
В рамках проекта газеты «Родная сторона» «Интересно учить. Интересно учиться» она рассказала «Родной стороне» о своем опыте наставничества в педагогической деятельности.
— Среди обучающихся эту работу я организую в концепции «учитель-ученик». Среди коллег — в концепции «учитель-учитель», — рассказывает М.С. Агеева. — Так как молодых специалистов у нас в школе не много, то больше практики у меня в общении с детьми. Я классный руководитель и выступаю в роли наставника, проводника для ребят. Наш класс — волонтерский. Объединение школьников-добровольцев называется «Донцы», и мы стараемся участвовать в проектах, мероприятиях, акциях местного и районного масштабов. В начале организации этого объединения была задействована лишь часть детей. Интерес к данной деятельности у моих учеников возрастал постепенно, все больше и больше с каждой акцией. Ребята видели, что их одноклассники увлечены какой-то благородной идеей, у них есть достойные уважения цели и это объединяет их в дружный коллектив. В итоге все 17 человек заразились и подхватили гуманитарный почин, влившись в добровольческое объединение. В решении общих задач ребята сплачиваются, становятся ближе, сильнее духом. Так как мы еще и казачий класс, то нередко принимаем участие в патриотических акциях, посвященных казачьей культуре. При этом ребята не ждут указаний от учителя, а научились активно и самостоятельно проявлять себя. Зарегистрировались на сайте Доброцентра, ищут акции, в которых могли бы поучаствовать. У каждого из «донцов» есть волонтерская книжка, куда вносятся отметки о сделанных нашими ребятами добрых делах. Кстати, в дальнейшем это будет учтено приемными комиссиями учебных заведений, в которые после школы мои выпускники подадут документы на поступление.
Также в рамках наставнической деятельности «Учитель-ученик» я помогаю детям при подготовке к различным конкурсам, межшкольным состязаниям. Не так давно, например, мы стали победителями литературного конкурса «Живая классика» на муниципальном уровне, после чего его участница достойно выступила на региональном этапе. Пусть она не заняла призового места, тем не менее получила очень ценный опыт. Как учитель русского языка я оказывала ей методическую помощь в подготовке выразительной декламации со сцены текста литературного произведения. А навыки и опыт работы педагогом-психологом позволили мне помочь ей преодолеть волнение перед выступлением, побороть боязнь забыть слова текста на сцене и страх критики или осуждения со стороны зрителей и жюри.
Чтобы получить право на наставничество, педагог обязан обладать определенным багажом навыков и опыта, а подтвердить его квалификацию должны в профессиональном сообществе. Так, в 2017 году на конкурсе «Учитель года Дона» в номинации «Дебют» Марина Агеева заняла первое место. Через год в этом же конкурсе, но уже в номинации «Учитель здоровья», тоже стала лучшей. В 2022 году на муниципальном и областном уровнях стала победительницей в номинации «Педагог-психолог». А трудится она на педагогическом поприще уже 9 лет. При этом надо заметить, что в карьере М. Агеевой был большой перерыв, после которого она опять вернулась в школу и вот уже 7 лет работает в Митякинской средней общеобразовательной школе.
ЦИТАТА: — Работать с детьми очень интересно, — говорит о своей работе Марина Сергеевна. — В общении с ними постоянно узнаешь что-то новое. Они не дают расслабиться и остановиться на каких-то достижениях. Все время стимулируют совершенствоваться, вдохновляют быть в поиске.
Профориентационная работа с детьми тоже является важной частью учителя-наставника. Сейчас М.С. Агеева с одной из своих учениц Анной Дядюшкиной участвует во Всероссийском проекте «Детская школа наставничества». Уже поданы заявка с резюме, ждут результаты. Если школьница пройдет отбор, то сможет обучаться умению учить других, освоит методики передачи знаний. Марина Сергеевна не раз водила свой класс на встречу с пограничниками в станице Митякинской. Дети узнали об особенностях работы военнослужащих по охране рубежей Родины, многие мальчишки загорелись желанием в будущем надеть зеленую фуражку.
- Наше «хочу» должно перейти в «могу» и стать тем что «надо», — говорит о формуле профориентации наставник. — При этом надо понимать, что все дети разные. Кто-то сложный, с кем-то легко. Но в моей практике я не встречала никого, с кем невозможно было бы найти общего языка. В каждом ребенке есть что-то светлое, доброе, человечное. Моя задача отыскать это в ученике, раскрыть и поддержать его, помочь может быть вынести какие-то трудности, с которыми сталкивает жизнь. Учитель, прежде всего — друг и помощник. Это справедливо и в отношении наставничества молодых коллег. Наш педколлектив прилагает общие усилия в поддержке новичков педагогического труда. Где-то помогут методическим советом, где-то поддержат по-человечески. Не припомню, чтобы кто-то сдался, опустил руки и уволился из школы из-за неумения справиться со своими профессиональными обязанностями. Не могу не поблагодарить за профессиональную поддержку и методическое объединение районного отдела образования. Здесь с большим вниманием и ответственностью подходят к нашим проблемам и помогают их решать на высоком профессиональном уровне. При таком взаимодействии и поддержке педагоги достигают положительных результатов в работе и постоянно растут.