Как устроен завод, где собирают тренажеры для российских космонавтов
Большинство российских космонавтов тренируются на оборудовании, созданном в Новочеркасском тренажеростроительном центре. Он работает уже 46 лет под руководством Валентина Шукшунова — ученого, профессора и изобретателя. Журналисты 161.RU познакомились с создателем технопарка, попытались пристыковать космический корабль к МКС и узнали, как «Бивни» помогли провести уникальную космическую миссию.
Новочеркасский космодром
В центре Новочеркасска на Платовском проспекте стоят корпуса филиала Центра тренажеростроения и подготовки персонала — здесь в каком-то смысле начинается современная российская космонавтика. На стенах КПП — фотографии космонавтов, которые побывали здесь, в коридорах пахнет как в университетских корпусах — книжными страницами, а ступени лестниц истерты тысячами подошв.
В холле нашу небольшую делегацию встречает замначальника центра космического образования Александр Максимов и сразу ведет знакомиться с экспозицией космического луна-парка.
— В этот парк входит космоцентр «Астрон» и луна-парк «Селен», — говорит Максимов. — На этой базе стоит наш центр образования. Мы проводим экскурсии и для детей, и для взрослых. У нас много друзей — мы и с военными дружим, и с бизнесом. «Астрон» открыли в 2005 году, а «Селен» — в 2018-м. За это время наши экскурсии прошли более чем для 20 тысяч человек. А когда мы получили лицензию и официально стали центром дополнительного образования в 2015 году, стали проводить занятия для школьников.
В центре две образовательные программы: «Полет на космические станции и планеты» — для младших школьников, а для старших — «Конструктор космической техники». Со школьниками занимаются на тренажерах, учат астрономии и основам космонавтики.
— Мы можем воспроизвести космический полет от старта корабля до его приземления. Здесь есть и центр управления полетами, причем мы сделали всё как в настоящем ЦУПе — продублировали все датчики и карты, — рассказывает Максимов. — Есть у нас и вертолет для поисково-спасательных операций, и аналог МКС. Дети, как настоящие члены экипажа, выполняют операции, проводят стыковки, выходят из внештатных ситуаций — пожары, разгерметизации…
Экспозиционный зал — просторный и с высокими потолками — похож на настоящий космодром. Здесь и аналоги космических кораблей, и луноход, и зоны для покорения космоса в шлемах виртуальной реальности, и макеты скафандров.
— Настоящий скафандр стоит миллионы долларов — там и противорадиационная защита, и оборудование другое… У нас стоят идентичные на 100% копии, только из других материалов, — говорит Максимов. — Реальный скафандр для выхода в открытый космос весит 114 килограмм. Да, большой вес, но в космосе это несущественно. Значительно меньше весят белые скафандры. В таких костюмах космонавты находятся в корабле во время старта и посадки.
Первая попытка перестать носить скафандры внутри космических кораблей закончилась трагедией — тогда погибли космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Это случилось в космическом корабле «Союз», который разгерметизировался при спуске: когда через миллиметровую щель вышел воздух, экипаж ничего не успел сделать. Сегодня их именами названы улицы.
После краткого обзора экспозиции Максимов показывает нам макет космического корабля «Восток» — точно на таком Юрий Гагарин впервые отправился в космос. Тренажер позволяет полностью повторить первый полет человека за пределы Земли.
— Можно даже сымитировать диалог между Гагариным и командой, которая ждала его на земле. При желании можно включить клип с реальными переговорами Гагарина. Сама реконструкция длится 108 минут, как и полет, но в основном показываем в сокращенном варианте.
Находиться в корабле «Восток-1» очень приятно, хоть и залезать внутрь приходится через «крышу». Чуть позже в зал прибыл «космонавт», который продемонстрировал старт первого в истории полета человека в космос
— На экскурсии к нам приезжают из близлежащих городов и Краснодарского края, — рассказывает инженер, начальник отдела Алексей Гамагин. — Наш центр — единственное место в России, где представлена история создания космических кораблей. Не хватает только кораблей серии «Восход», они были сразу после «Востока», до «Союза». Сейчас космонавты на «Союзах» летают. Но у нас есть и новый корабль, его пока разрабатывают. Отправиться в космос он должен в 2025 году.
В экспозиционном зале есть аналог МКС. У него внутри — всё по-настоящему: и стол для подогрева пищи, и приборные панели, и туалет — правда, в несколько уменьшенном размере. Пространство зонировано — здесь есть центральный пост, куда приходят все данные о состоянии станции. Для корреспондентов 161.RU сотрудники центра смоделировали экстренную ситуацию — пожар. Нам удалось его ликвидировать.
Космонавты находятся на МКС либо две недели, либо полгода. В кратковременные экспедиции люди отправляются, если летят на станцию впервые, в долгосрочные — для проведения экспериментов.
Экзоскелет и «легкий шаг»
Сейчас инженеры центра работают над несколькими масштабными проектами. Основные — создание экзоскелета, обезвешивающего тело космонавта для тренировок на земле, и стенд, ускоряющий процесс реабилитации после долгих экспедиций.
— Мы разработали тренажерный комплекс «Координата», но на нем сложно работать более 40 минут, поскольку он обезвешивает тело тренирующегося человека и груз, с которым он должен будет выйти за пределы корабля, — рассказывает Гамагин. — Но конечности не обезвешиваются. Поэтому мы сейчас разрабатываем экзоскелет, который снимает 70% нагрузки с рук космонавта. Это позволит продлить комфортное время тренировки.
Также специалисты работают над реабилитационным тренажером «Легкий шаг», который позволит космонавтам быстрее возвращаться в строй.
— После долгих экспедиций кости становятся хрупкими, космонавтов даже вынимают кораблей, чтобы не повредить опорно-двигательную систему. А стенд поможет постепенно увеличивать нагрузку и ускорить процесс реабилитации. Сейчас период восстановления длится до полугода, а «Легкий шаг» позволит делать это быстрее.
Страна-бензоколонка?
В новочеркасский центр едут космонавты не только из России. Астронавты из США, по словам Шукшунова, тоже нередко бывают в гостях. И, видя инженерные решения специалистов компании, иностранцы удивляются.
— За границей Россию называли бензоколонкой, но это вовсе не так, — говорит Валентин Ефимович. — Посмотрите, в нашем маленьком периферийном городе мы применяем передовые технологии. Такого центра нет больше нигде. И всё, что здесь есть, — создано головами и руками наших сотрудников. Мы сами эти технологии придумали. И всё это сделано за наши деньги — накопленные, сэкономленные. Ни копейки сторонней сюда не вложено — ни из бюджета, ни откуда-либо еще. Здесь только оборудования на 70 миллионов рублей. И мы открываем науку подрастающему поколению. Я лично хотел, чтобы наши дети, находясь на периферии, не чувствовали себя неуютно относительно ребят из больших городов.
Фото с сайта 1Rnd.ru