Потребитель всегда прав. Если знает свои права
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Изначально были сформулированы четыре основных права потребителя: на безопасность, информацию, выбор, быть услышанным. Позднее к ним добавились ещё четыре: право на возмещение ущерба, потребительское образование, удовлетворение базовых потребностей, здоровую окружающую среду.
В России этот день получил признание после принятия Закона «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 г.
Совершая покупки в магазинах, пользуясь различными видами услуг, заключая договоры на выполнение каких-либо работ, мы являемся потребителями.
Каждый из нас хотя бы раз приобретал просроченные продукты, неработающую бытовую технику, некачественную обувь и одежду. Многие сталкивались с тем, что цена на этикетке не соответствует сумме в чеке. Кого-то убеждали, что купленный через интернет товар нельзя сдать или обменять. Другим продавцы пытались навязать дополнительную услугу. К сожалению, большинство из нас даже не подозревает, насколько часто нас обманывают в магазинах. А ведь формулу «покупатель всегда прав» никто не отменял.
Как избежать таких ситуаций и что делать, если торговцы не идут на диалог, мы рассмотрим в этой статье.
В случае возникновения спорных вопросов есть специалисты, готовые оказать поддержку. В районной администрации действует сектор социально-экономического прогнозирования, поддержки предпринимательства, координации работы предприятий промышленного комплекса и торговли. За минувший год к сотрудникам сектора обратился 21 житель района с различными вопросами и жалобами.
Так, помочь решить спорные вопросы в сфере торговли попросили 14 человек, жилищно-коммунального хозяйства – 2, бытового обслуживания – 1, транспорта – 3, связи – 1.
— Могу с уверенностью сказать, что никто из граждан, обратившихся к нам, не ушёл с нерешённой проблемой, – говорит начальник сектора Елена Цыганкова. – Мы стараемся сделать всё возможное, чтобы отстоять нарушенные права потребителей. К счастью, пока и проблем с поставщиками услуг не возникало. Все идут на контакт и предпочитают решить вопрос мирным путём, не доводя до судебного разбирательства.
Вот несколько случаев из недавней практики.
Ситуация 1
Два жителя района в разный период времени обратились к нам с жалобой на некачественный товар, приобретённый в одном из магазинов сотовой связи. Кнопочные телефоны буквально в первые дни эксплуатации стали давать серьёзные сбои в работе. Обратившись к продавцу, оба потребителя получили отказы на требование возврата или обмена. Им предложили сделать экспертизу, так как товар технически сложный.
Комментарий:
На самом деле кнопочные телефоны не являются технически сложными и подлежат обмену или возврату средств на месте. Если же потребитель соглашается на экспертизу, то она, как правило, даёт заключение, что аппарат был некорректно использован и вина лежит на покупателе.
Ситуация 2
Нередко жители района жалуются на то, что, приобретая товар в крупных сетевых магазинах, сталкиваются с проблемой несоответствия ценников со стоимостью на кассе.
Часто бывает, что продавцы отказываются отдавать продукты по заявленной стоимости, апеллируя тем, что просто не успели поменять ценники.
Комментарий:
Если на ценнике стоит определённая цена и она отличается от той, что пробивается по кассе, реализатор обязан отпустить товар именно по указанной стоимости.
Ситуация 3
Два жителя Тарасовского района приобрели в автомагазинах аккумуляторы, которые при начале эксплуатации стали быстро разряжаться. Продавец отказался заменить товар.
Комментарий:
Возможно, аккумуляторы имели брак. В данном случае они подлежали замене. Чтобы решить спорную ситуацию, специалисты администрации обратились к продавцу товара и смогли урегулировать вопрос мирным путём.
Ситуация 4
Немало жалоб поступает на работу такси. В частности, на то, что в автомобилях грязно, водители могут закурить, или откровенно нарушить правила дорожного движения, подвергнув пассажиров риску.
Комментарий:
И вновь на помощь приходят специалисты, защищающие права потребителей. Они проводят беседы с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажироперевозки. К счастью, все идут на контакт и стараются исправить конфликтную ситуацию.
— Потребителям хочу пожелать решительности в защите своих интересов. Если права нарушены, то их нужно отстаивать, защищать должным образом и в общественных организациях, и в судебных органах. Тогда и поставщики услуг, продавцы товаров будут более дисциплинированы, ведь они не всегда правы. В защите прав потребителей неуверенность в себе, в своих силах — не лучшее качество. Потребитель, знай свои права и умей защитить их! А мы в этом всегда готовы помочь.
Елена Цыганкова
К сведению:
В администрации Тарасовского района можно получить бесплатную консультационную помощь по защите прав потребителей по телефону «горячей линии» 32-6-87.
Также для повышения оперативности и доступности оказания правовой помощи потребителям работает телефон «горячей линии» — 301-0103, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» создан интерактивный коммуникационный портал www.zppdon.ru.
При выявлении фактов торговли фальсифицированной алкогольной продукцией, контрафактной табачной продукцией просим вас сообщать на номер телефона «горячей линии» администрации Тарасовского района 32-6-87, телефон «горячей линии» департамента потребительского рынка (8 (863) 269-77-48) по приему от граждан обращений о фактах незаконного оборота табачной продукции.
По вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно обращаться по телефону 3-20-98.
Консультацию по вопросам задолженности по заработной плате и использования «серых схем» оплаты труда можно получить в кабинете 13 администрации Тарасовского района или обращаться на телефон «горячей линии» 3-26-87.