В Районе

Там, где вам всегда рады

В многонациональном Тарасовском районе различные диаспоры по крупицам трепетно собирают и передают из поколения в поколение свои народные обычаи.

Об осетинских пирогах слагают легенды. Без «трех пирогов» у осетин не обходится ни один праздник. Они — традиционно главное блюдо на дружеском застолье, при встрече гостей, а также на свадьбе и на дне рождения. По словам жителя райцентра Валерия Сиукаева, это блюдо наполнено массой символов.

— Eсть несколько объяснений, почему именно три, — говорит Валерий Владимирович. — Одно из них — это то, что пироги олицетворяют три мира — верхний, где находятся небожители, средний, где живут люди, и нижний, предназначенный для темных сил.

Eсть и другая версия — если поставить три пирога на традиционный круглый осетинский стол фынг, то они становятся похожими на знаменитое «Знамя Мира» Николая Рериха — три круга в окружности, что означает прошлое, настоящее и будущее в кольце вечности. Также многие считают, что пироги символизируют солнце, воздух и землю.

Находясь в доме Сиукаевых, чувствуешь себя дорогим гостем. Щедро накрытый стол со множеством блюд и закусок, доброжелательное отношение и много тостов, с пожеланиями присутствующим здоровья, счастья, мира над головой. Их произносит глава семьи, который всегда находится во главе стола. Каждый из тостов строго регламентирован и посвящен одной из сторон жизни семьи. Из спиртного на столе — вино и арака — традиционный осетинский напиток, который изготавливается по той же технологии, что и виски. Правда, менее крепкий, градусов 25-30. По словам Валерия Сиукаева, осетины специально делают его таким для того, чтобы общение за столом долго не заканчивалось.

— В Тарасовский район мы приехали в начале 2000-х из Владикавказа, — рассказывает Валерий Владимирович. — Обосновались в Шарпаевке, затем переехали в Тарасовский. Занимаемся растениеводством, выращиваем хлеб, сейчас наше хозяйство находится в Малом Полесье.

Несмотря на то, что дети, а у Сиукаевых три взрослых сына, получили образование далекое от сельского хозяйства, старший — Алан, в прошлом успешный футболист, Гамлет — много лет выступал за известные в России футбольные клубы, младший — Эдуард, окончил Высшую школу полиции в Санкт-Петербурге, фермерским хозяйством занимаются вместе, всей семьей.

— Мы с женой Светланой Шафкетовной приучены к труду с детства, — говорит Валерий Владимирович, — оба выросли в многодетных семьях. С малых лет помогали родителям вести домашнее хозяйство. Вообще, в осетинских семьях детей воспитывают строго, мальчики — помогают отцу во всех мужских делах, девочки — должны уметь выполнять все женские заботы.

По негласным законам гор, мнение и желание главы семьи — закон, и обсуждению не подлежит. Самые значимые решения принимаются мужчинами.

Осетинам свойственно глубокое почитание старших в семье. Светлана Шафкетовна, много лет проработавшая провизором, а затем заведующей аптекой, вырастившая троих мальчиков, окружена заботой и вниманием.

— Для меня дети и внуки — свет в окошке, — говорит Светлана Шафкетовна. — Очень хочется, чтобы у них все сложилось в жизни самым лучшим образом. Поэтому мы с мужем и не настаиваем на невестках осетинках. Неважно, какой национальности будет будущая жена, главное, чтобы сын был счастлив. Поэтому решение старшего сына Алана, жениться на русской девушке Валентине, поддержали. И не жалеем об этом. Одним домом, в мире и согласии, живем уже более 15 лет.

В доме Сиукаевых, под одной крышей в дружбе и уважении проживают представители трех поколений. В этом тоже заключается крепость семьи.

По словам Валерия Владимировича, с женой никто его специально не сводил. Встретились, полюбили друг друга, поженились и живут вместе уже более 40 лет. По осетинской традиции, на свадьбе в доме жениха гуляла вся деревня, а это ни много ни мало — около тысячи человек.

Сиукаевы охотно отмечают православные праздники — Пасху, Рождество. Правда, приносят жертвоприношение — режут либо барана, либо бычка. Но есть у них и свои исконные праздники, например, в ноябре — Святого Георгия, покровителя мужчин, воинов и путников. Тогда в доме Сиукаевых собираются осетины мужчины, женщин с ними нет за столом. Женщинам запрещено не только отмечать этот праздник, но даже и произносить имя этого святого.

Надо сказать, что осетины очень дружелюбны и живут в мире со всеми народностями. Делят с ними пополам и радость, и горе. К Тарасовскому району супруги Сиукаевы «прикипели душой». Здесь живут их дети, внуки. Они выбрали для себя такую жизненную дорогу и уверенно идут по ней, собственными руками и нелегким ежедневным трудом обеспечивают для своей семьи сегодняшний и завтрашний день.

Предками осетин являются воинственные кочевники — ираноязычные племена аланов, о которых упомянуто в письменных источниках еще I века. Осетинами аланы стали не по собственному желанию — так их назвали соседи, грузины, под этим именем их узнали и в России.

Грузинские слова «овси» и «ети», сложенные вместе, образовали «Осети».

В мире численность осетин всего 700 тысяч человек.

***
фото: Супруги Сиукаевы с детьми. 1988 год;Валерий и Светлана Сиукаевы с семьей старшего сына Алана

Поделитесь новостью:
Предыдущая запись
В ТМПТ прошел час общения «Простая наука услышать друг друга»
Следующая запись
Из-за чего спутник RHESSI упал на Землю