На Дону

«Регион является общероссийским логистическим хабом по оказанию поддержки Донбассу»

ИА «Интерфакс. Юг и Северный Кавказ»

Импортозамещение, развитие основных направлений промышленности, поиск инвесторов — Ростовская область, наряду с другими регионами страны, принимает вызовы современности. Предварительные итоги показывают, что область справляется с ними успешно. Так, промышленное производство по итогам первого полугодия выросло на 3,2%, высокими темпами ведется строительство жилья, прогнозируется рекордный урожай.

Особенности географического положения дают возможность активно оказывать помощь территориям Донбасса, участвовать в их развитии. О том, какая работа ведется по поддержке экономики и бизнеса, на какие направления делается акцент, дальнейших перспективах, которые приходится реализовывать, рассказал в интервью «Интерфаксу» губернатор Ростовской области Василий Голубев.

— Василий Юрьевич, в регионе ведется уборка урожая. В начале весны в ходе агропромышленного форума Вы отмечали, что Ростовская область ставит перед собой задачу собрать урожай в объемах не меньше прошлогоднего. Каковы предварительные результаты? Будет ли выполнена эта задача? Как Вы оцениваете посевную и уборочную кампании этого года? С какими сложностями столкнулись аграрии, удается ли их решать оперативно?

— В начале марта на предпосевном совещании мы четко обозначили наши приоритеты и надежды. Не вызывал беспокойства весенний сев: была высокая степень обеспеченности семенами и хорошие предпосылки будущего урожая. Сегодня мы пересекли рубеж и намолотили ранних зерновых порядка 14 млн тонн — это очередной исторический рекорд Ростовской области. Отмечу, что в текущем году урожайность составляет 41,7 ц/га, ранее в регионе этот показатель никогда не превышал 40 ц/га. При этом весь урожай прошлого года с учетом поздних зерновых составил 13,7 млн тонн. Нам осталось убрать, по моим расчетам, примерно 4%. Думаю, через пару недель мы войдем в активную фазу второй части уборки.

Если говорить об обеспеченности семенами, то, например, пшеница, ячмень — это 100% отечественные сорта. Еще в начале года мы поговорили с нашими семеноводами — а у нас 4 института и 44 семеноводческие организации — обсудили потенциал и возможности импортозамещения. Мы сами, и федеральный центр нас поддерживает, субсидируем закупку элитных семян отечественной селекции. Задача семеноводов — заместить освободившуюся нишу зарубежных производителей, работа в этом направлении ведется.

Мы комфортно себя будем чувствовать в осенние полевые работы — сев озимых проведем семенами отечественной селекции, в том числе произведенными в Ростовской области.

Более 10 лет субсидируется закупка сельскохозяйственной техники отечественного производства. В результате ее доля в парке хозяйств региона достигает 90%. И работа продолжается — в текущем году 476 млн рублей было заложено в бюджет на эти цели, что заметно превышает объемы финансирования прошлого года. Кроме того, ведется реализация инвестпроектов: строится тракторный завод в Ростове-на-Дону и еще один по производству сельхозтехники в Таганроге.

Еще один важный момент — господдержка агропромышленного комплекса. В текущем году она достигла 8 млрд рублей, в том числе, свыше 3 млрд рублей выделено из областного бюджета.

— Предприятия Ростовской области активно включились в работу по организации импортозамещающих производств. Сколько предприятий сейчас выпускает такую продукцию? Какие направления импортозамещения Вы считаете приоритетными?

— Основной вклад в валовой региональный продукт вносит промышленность — ее доля превышает 26%, второе место за потребительским рынком, на третьем — агропромышленный комплекс. Мы создали банк импортозамещения — уже прошло значительное количество форумов, сессий, в ходе которых бизнес смог обменяться контрактами, продемонстрировать свой потенциал.

В числе приоритетных отраслей — машиностроение, в том числе, сельскохозяйственное, химическое производство, металлургия.

В настоящее время в регионе ведется реализация ряда важных проектов. Я уже сказал ранее о строительстве «Ростсельмашем» тракторного завода и «Клевером» — завода навесной и прицепной техники. Кроме того, «Атлантис-Пак» ведет установку еще двух линий по производству барьерной пленки мощностью 6,3 тыс. тонн в год. В Ростовской области строится первый в стране завод по производству полиэфирного штапельного волокна мощностью 200 тонн в сутки — реализация проекта позволит ипортозаместить порядка 60% рынка в РФ. Вышел на завершающую стадию проект завода «Каменскволокно» по выпуску покрытия «искусственная трава». Активно занимаемся импортозамещением в агропромышленном комплексе, наращивается производство сыра. В частности, «Семикаракорский сыродельный комбинат» довел мощность переработки до 190 тыс. тонн в год, сырзавод «Егорлык Молоко» — наладил выпуск камамбера, моцареллы, бри и рикотты. Реализуются проекты в сфере плодоводства.

Высокими темпами развивается стройиндустрия, которая обеспечит потребности в соответствии с нашими амбициозными задачами в сфере жилищного и промышленного строительства.

Отмечу, что Ростовская область уже сейчас лидирует, либо является единственным производителям по многим видам продукции.

— Период пандемии коронавируса заставил медицинский сектор работать на пределе возможностей, как Вы оцениваете вероятность новой вспышки этого вируса и возвращения к ограничениям на фоне распространения нового штамма «кентавр»?

— К сожалению, рост заболеваемости есть, мы это видим. И смена штамма может стать причиной дальнейшего увеличения числа заболевших. Но у нас сформирован резерв коечного фонда — при ухудшении ситуации откроем инфекционные госпитали и увеличим его мощность. Здесь нам помогает Донской инфекционный центр, построенный за 1,5 года при нормативах строительства почти в 4 года. Сегодня он работает в плановом режиме.

Некоторые руководители предприятий обращаются с вопросами о возможном введении ограничительных мероприятий. На это я отвечаю, что будем рассматривать этот вариант, исходя из эпидситуации. Здесь важно понимать, что работодатели должны начать с себя и помогать мерами профилактики в своих коллективах.

Если говорить о развитии системы здравоохранения, то это — одна из принципиальных тем. Сейчас мы проводим ее модернизацию, и уже до конца года все муниципальные структуры здравоохранения перейдут в областную собственность. Первичное звено также не останется в стороне. Так, в текущем году появится порядка 20 модульных ФАПов, еще 27 объектов будут капитально отремонтированы.

Ведется и реализация крупных проектов. Так, в Ростове-на-Дону строится детский хирургический центр инновационных технологий. В настоящее время его готовность составляет 20%, завершение запланировано на 2023 год.

Принципиальная задача минздрава Ростовской области — подготовка кадров. Решение этого вопроса — в создании условий для людей. Чтобы они приезжали работать и понимали, как будут решаться их жилищные вопросы, как будут обеспечены их дети местами в детских садах и школах. В тех муниципалитетах, в которых такая работа ведется, проблемы дефицита врачей нет.

Что касается оборудования, то национальные проекты позволили нам переоснастить медицинские учреждения, этот процесс продолжается.

— Как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность региона? Насколько активно новые инвесторы заходят в область? Можно ли выделить наиболее значимые для развития экономики региона новые проекты? В каком объеме инвестиции планируется привлечь по итогам 2022 года?

— Традиционно мы ориентируемся на итоги прошлого года. А они были впечатляющими — объем инвестиций в Ростовскую область вырос на 14% и достиг почти 400 млрд рублей. На Петербургском международном экономическом форуме и «Иннопроме» мы заключили соглашения почти на 70 млрд рублей, которые сейчас реализуем. Одна из перспективных тем — жилищное строительство. В этом году мы должны построить 2,4 млн кв. метров жилья. Это немного ниже показателей предыдущего года, но соответствуют запланированным показателям. У нас ведется строительство нескольких микрорайонов. На подходе — крупнейший проект, к реализации которого мы приступим в следующем году — это освоение территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Там планируется построить порядка 1,8 млн кв. метров: 1,6 млн кв. метров жилья, а также объекты деловой и социальной инфраструктуры. Речь идет о школах, бездымных высокотехнологичных производствах, а также парках, скверах. Это будет «новый Ростов», комплексное развитие. Отмечу, что территория имеет ряд преимуществ — она находится в черте города, есть соответствующая инфраструктура. Но нам придется модернизировать ее транспортную, инженерную и социальную составляющие.

Есть новые территории, которые появятся благодаря реализации программы «Стимул». Например, к 2025 году планируется завершить строительство «западной хорды» — эта автодорога позволит замкнуть кольцо вокруг Ростова-на-Дону. В 2023 году завершим строительство автодороги в обход Ростова протяженностью свыше 60 км, из которых 35,6 км — новая дорога, построенный мост через реку Дон, протяженностью 2 км, 8 путепроводов, почти 20% искусственных сооружений и 6 новых развязок. В настоящее время этот проект в высокой степени готовности, рассчитываем сдать его в эксплуатацию в 2023 году. Примечательно, что сроки сдачи автодорог в обход Ростова-на-Дону и Краснодара синхронизированы. По нашим расчетам, ввод в эксплуатацию этих объектов позволит сократить время в пути из Москвы на юг России не менее, чем на час. Реализация подобных проектов также позволяет осваивать новые территории: развитие дорожной сети влечет за собой жилищное или производственное строительство.

Еще один важный проект — путепровод в Волгодонске, которого горожане ждали не менее 40 лет. Его реализация позволяет соединить две части города: 110-тысячный микрорайон и 80-тысячный. Расстояние между ними можно будет преодолеть за три минуты, сейчас на это уходит 30 минут.

Масштабный проект по модернизации трамвайной сети реализуется в Таганроге. На первом этапе было реконструировано 11 км путей, но до конца текущего года мы полностью завершим проект и доведем эту цифру до 50 км. По городу станут курсировать свыше 50 новых трамваев, будет также обновлено трамвайно-троллейбусное депо. Это — серьезная работа, стоимостью порядка 12-13 млрд рублей. Одновременно выполняется комплексная дорожная карта по модернизации Таганрога как туристического центра. Полностью реализовать проект планируется в 2030 году, но основные работы будут завершены уже в 2025 году. В первую очередь, речь идет о реконструкции приморской набережной города, строительстве и обновлении парков, скверов, дорог.

В целом, если говорить о муниципальных дорогах, то мы передали транспортные налоги, которые раньше шли в областной бюджет, муниципалитетам. Второй год эти средства направляются на ремонт и текущее содержание дорог. Примерно 80% выполняют эту задачу. Думаю, что Ростовская область в части объемов финансирования дорожного хозяйства — в первой пятерке регионов страны.

Возвращаясь к теме инвестиций, отмечу, что подписанные на форумах в нынешнем году соглашения, помимо жилищного строительства, направлены на реализацию проектов в сфере производства сжиженного газа, электрозаправочной инфраструктуры, химической, металлургической, машиностроительной индустрий, производства медицинского и холодильного оборудования.

Мы ставим перед собой амбициозную задачу — сохранить объем привлеченных в экономику региона инвестиций на уровне прошлого года. К сожалению, есть тенденция снижения активности инвесторов, реализующих крупные проекты, в том числе, компаний, которые приостановили работу в РФ. Но мы найдем им замену, российские бизнесмены рассматривают возможности вложений в Ростовскую область. Кроме того, отмечается рост инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства, который наращивает мощности в сфере импортозамещения.

Ростовская область также вошла в число 30 российских регионов и приступила к выполнению пилотного бережливого проекта «Сквозной инвестиционный поток». Его задача — максимально сократить процедуры по выделению земли, техприсоединению и выдаче разрешений на строительство при старте инвестпроектов. Это очень важно, ведь зачастую подготовка проекта занимает больше времени, чем непосредственно его реализация. Все вышеперечисленное дает основания смотреть в будущее с оптимизмом.

— Для поддержки экономики в условиях санкций бизнесу предоставлены меры поддержки. Какие из них наиболее востребованы среди предпринимателей? Планируются ли оказать помощь компаниям, которые столкнулись с трудностями из-за приостановки судоходства в Азовском море и временного ограничения работы аэропорта?

— Оперативные действия органов федеральной власти позволили внедрить около 300 мер поддержки. В частности, введен мораторий на проверки, снижены налоги, предоставлены «кредитные каникулы», льготное кредитование. К слову, в Ростовской области подано свыше 20 тыс. заявок на предоставление льготных кредитов, из них уже одобрено свыше 9 тыс. на общую сумму 62 млрд рублей.

Такая оперативность со стороны федерального центра позволила нам в сжатые сроки разработать механизмы на уровне региона. Мы действовали совместно с депутатским корпусом. Законодательное собрание Ростовской области откликалось на наши инициативы. Совместная работа позволила снизить ставки по упрощенной системе налогообложения: до 1% по «доходам» и до 5% по «доходам минус расходы» для отдельных отраслей. Данной мерой смогли воспользоваться производители хлебобулочных и макаронных изделий, гостиницы и турагентства, разработчики программного обеспечения, компании, специализирующиеся на обработке данных и предоставлении услуг по размещению информации, издании газет, кинотеатры. Вдвое была снижена арендная плата за земельные участки, находящиеся в региональной собственности. Предприниматели получили возможность воспользоваться льготными микрозаймами размеров до 5 млн рублей по ставке от 1% до 10% годовых — уже выдано 300 таких займов на общую сумму 770 млн рублей. В качестве гарантийной поддержки мы предоставили свыше 3,5 млрд рублей кредитов. Заключено 46 договоров лизинга на 128 млн рублей.

Подчеркну, что также мы сохранили все меры поддержки, действовавшие в регионе до 1 января 2022 года.

К сожалению, сократился объем перевалки грузов в портах — на 28%, а количество судоходов — на 34%. После обращения правительства Ростовской области в Минтранс РФ, ведомство приняло решение предоставить стивидорным компаниям отсрочку по оплате аренды за причальную инфраструктуру. Не остались в стороне авиа- и железнодорожные перевозчики — на их поддержку в текущем году предусмотрено свыше 740 млн рублей.

— Регионы РФ берут шефство над рядом территорий Донбасса. Вы также сообщали, что Ростовская область будет активно помогать в восстановлении инфраструктуры этой территории — сделаны ли уже какие-то конкретные шаги?

— С первых дней специальной военной операции Ростовская область активно помогает республикам Донбасса. Через нас идет основной поток — порядка 80% жителей этих регионов. За первые 12 часов мы развернули все силы и средства, чтобы создать более сотни пунктов временного размещения.

С февраля границу в Ростовской области пересекли свыше 2,5 млн жителей ЛНР и ДНР. Сейчас в наших пунктах находится свыше 4 тыс. человек, почти половина из них — дети. Был период, когда одновременно формировалось семь пассажирских составов. За все время мы отправили в 42 региона страны свыше 36,5 тыс. жителей Донбасса.

Именно Ростовская область выполняла задачу, поставленную президентом РФ, по выплате единовременной помощи в размере 10 тыс. рублей. Мы продолжаем эту работу — на сегодняшний день выплаты производятся в семи российских центрах. За все время их получили более 500 тыс. человек, 75% из них сделали это в нашем регионе.

Подчеркну, что Ростовская область является сегодня общероссийским логистическим центром, своего рода хабом по оказанию гуманитарной помощи Донбассу. За время проведения СВО на склады региона принято 5,4 тыс. тонн гуманитарного груза из 56 регионов РФ, выдано — порядка 4,2 тыс. тонн. Для восстановления инфраструктуры республик из 20 субъектов страны принято более 629 тонн строительных материалов, выдано — более 527 тонн, организована перевозка свыше 130 тыс. беженцев.

С февраля в регионе действует всероссийский штаб акции взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ, в его работе принимают участие 2,8 тыс. добровольцев. В рамках акции также собирается и отправляется гуманитарная помощь — собрано более 3 тыс. тонн, отправлено — более 2 тыс. тонн.

Ростовская область — регион-оператор проекта Ассоциации волонтерских центров гуманитарных миссий #МыВместе с Донбассом. Эта работа позволила обучить 88 волонтеров и отправить 11 гуманитарных миссий.

Разумеется, пока не завершена военная спецоперация, говорить об отмене режима ЧС — преждевременно. Ежедневно границу Ростовской области пересекает 15-20 тыс. человек. Массового возвращения их домой не наблюдается. Для тех, кто хочет остаться, решаются вопросы оформления документов, поиска жилья, трудоустройства, зачисления детей в образовательные учреждения. Так, в регионе сформирован банк вакансий — работодатели заявили свыше 6,3 тыс. рабочих мест, в том числе, 2,5 тыс. — с предоставлением жилья. Вопросов у переселенцев немало, часть требуют решения на уровне российского законодательства. С этой целью по поручению президента РФ создана межведомственная комиссия Совбеза РФ по вопросам совершенствования государственной миграционной политики.

У Донбасса — большой потенциал для партнерства. Связи никогда не прерывались. Сегодня продолжается сотрудничество между Ростовской областью, ДНР и ЛНР в рамках ранее подписанных 16 соглашений о побратимских связях. Планируем развивать и укреплять наше взаимодействие в части экономической кооперации, развитии инфраструктуры, межпарламентского и межмуниципального сотрудничества, культурного, образовательного и научного обмена.

— Ранее Вы говорили о необходимости создания макрорегиона «Донбасс». Начата ли работа по реализации этой идеи, какие территории войдут в состав макрорегиона?

— Макрорегион «Донбасс» рассматриваем в границах Ростовской области, ЛНР и ДНР как содружество регионов. Сейчас мы анализируем возможные направления взаимодействия и торговли: это агропромышленный, энергетический, металлургический и транспортный комплексы. Рассматриваются перспективы создания на территории республики асфальтовых заводов, работа которых позволит привести в порядок дороги.

Важным станет сотрудничество при реализации природоохранных мероприятий. Например, оздоровление одной из красивейших рек — Северского Донца.

Принципиальным является работа служб жизнеобеспечения. Ростовская область участвовала и будет продолжать участвовать в реализации проектов в данном направлении.

Для начала необходимо наладить взаимодействие по отраслевой специализации, организовать обмен регулярными бизнес-миссиями, уже начато обучение специалистов. В рамках действующего законодательства мы должны упростить таможенные процедуры, сформировать инфраструктуру из институтов поддержки бизнеса. Точками роста могут стать ТОСЭРы — как особые «зоны» для распространения компетенций, обмена человеческим капиталом и технологиями.

Безусловно, важную роль будет играть культурное сотрудничество. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны — в марте текущего года в Ростовской области прошли гастроли четырех коллективов из Донецкой народной республики. В июне состоялся первый образовательный форум организаций России и территорий Донбасса.

Постоянный адрес интервью — https://www.interfax-russia.ru/south-and-north-caucasus/exclusives/gubernator-rostovskoy-oblasti-vasiliy-golubev-region-yavlyaetsya-obshcherossiyskim-logisticheskim-habom-po-okazaniyu-podderzhki-donbassu

Поделитесь новостью:
Предыдущая запись
Габробракон – враг вредителей
Следующая запись
Глава администрации Тарасовского района вручил предпринимателю памятный знак «85 лет Ростовской области»
Новости СМИ2