Преподавателя художественного отделения Тарасовской Детской школы искусств Эллу Викторовну Кононову знает не одно поколение тарасовцев.
Вот уж четверть века педагог обучает рисованию местную детвору в стенах образовательного учреждения и уделяет время желающим научиться рисовать взрослым людям вне стен школы. В октябре под началом Кононовой в Тарасовской центральной библиотеке стал действовать арт-клуб «Жизнь в цвете», где корреспондент и пообщался с учителем.
- Занятие рисованием дарит мне радость и ощущение полноты жизни, — говорит Элла Викторовна, расставляя предметы нехитрого натюрморта перед занятием. — За долгие годы не устала этим заниматься, мне интересно осваивать новые техники и хочется увлекать окружающих.
Родом из Астрахани, из многодетной семьи. Папа в юности рисовал очень хорошо и мог бы поступить в художественное училище. Но жизненные обстоятельства не дали ему сделать этот шаг. Он выбрал карьеру военного. Думаю, искорка его таланта передалась и мне. Однажды, еще в детстве, увидела в руках своей подружки большие листы с рисунками, сделанными акварелью. Нарисовано так сочно, живо. И еще увлекался рисованием сосед, мастерски копируя чужие работы маслом. Мне хотелось часами наблюдать, как на пустом холсте из штрихов и мазочков появляется нечто образное, прекрасное. Эти моменты всколыхнули меня изнутри и я поняла, что во мне тоже есть потенциал. Дело за малым — освоить умение владеть карандашом и кистью, научиться передавать красками на бумаге или холсте свои ощущения мира. Я дерзнула получить специальное образование и стать настоящим художником. Мама нашла художественную школу, водила меня туда. Потом я закончила местное училище. Теперь, с высоты прожитых лет и своего педагогического опыта понимаю, что дети зачастую не могут объяснить своих влечений, пока не произойдет подобного толчка изнутри. Может, еще и поэтому стала заниматься преподаванием. Хочется раскрывать в душах стремление к красоте.
Жизнь под жарким астраханским солнцем наложила отпечаток на характер картин Эллы Викторовны. Когда в юности она после окончания художественного училища пыталась поступить в Санкт-Петербургскую художественную академию, то ее работы хоть и похвалили, но не приняли из-за слишком яркого колорита на творческом конкурсе. - У нас и цвет неба, и воды, да даже фруктов и растений более выбеленный, — вспоминает Э.В. Кононова. — А уже, например, в картинах ростовских художников мы, астраханцы, отмечали мягкость, сочность красок. Что уж говорить о ленинградской экзаменационной комиссии, которой мои южные, выжженные пейзажи показались странными.
Обстоятельства в дальнейшем привели Эллу Викторовну в Тарасовский район. Здесь Кононова обрела дом и работу. - Придерживаюсь академического стиля и техники обучения. Конечно, в стремительной гонке жизни многие идут по пути упрощения. Так называемое клиповое мышление, сформированное бешеным потоком информации, не дает внимательно вглядываться в реальность. Но ведь человек прикасается к естественным, физическим законам мира и поэтому художнику обойти их без потери нюансов в картинах не получится. Это понимаю далеко не только я. К счастью, сегодня в России существуют целые школы, которые сохраняют академическое искусство, возвращаясь к истокам живописи Средневековья, к традициям эпохи Возрождения. Это та база и фундамент, на котором стоит современное здание рисования. Наши русские мастера — Илья Глазунов, Сергей Андрияка, Александр Татаренко — создали целые школы, где происходит не просто глубокое теоретическое изучение и исследование в области живописи, но и сохранение знаний. Меня вдохновляет их деятельность, и я следую этому направлению на своем уровне.
Ремеслу можно научить каждого, а вот чтобы создавать произведения искусства — нужен определенный талант, развитое чувство гармонии, умение обращать внимание на что-то необычное, что делает привычные явления интересными, красивыми. Элла Викторовна считает, что начать учиться рисованию никогда не поздно. Поэтому среди ее учеников немало и зрелых людей, зачастую в последний раз прикасавшихся к кисточкам и цветным карандашам еще в школьные годы. Но почему бы не попробовать снова сесть за рисование, если в душе есть порыв и желание? Уже не в первый раз Кононова организует и занимается с группой взрослых любителей рисования, посвящая учеников в азы технологии, обучая их видеть оттенки цвета, переходы света и тени, перспективы. Например, в недавно созданном арт-клубе можно получить знания и навыки различных техник рисования. По признанию педагога, обучать рисованию взрослых людей не менее интересно, чем детвору. Веди каждый из учеников приходит уже со сложившимся внутренним миром.
- Порядка 25 лет пишу иконы, — продолжает рассказывать Э.В. Кононова. — Участвую в реставрациях местных храмов. Как минимум для меня это интересно с точки зрения освоения новых техник и материалов. А в более глубоком смысле, конечно — это особая миссия, духовная практика и образ жизни. Порой сил на все не хватает, но я осознаю необходимость оставаться художником до конца.
Каких-то больших, громких наград за все время своей деятельности Элла Викторовна не заработала, но одним из признаний своего таланта считает тот факт, что на выставках ее работы тайно уносили с собой любители живописи. - Я не в обиде, честно говоря, — делится Элла Викторовна. — Меня больше печалит то, что рядовой обыватель в целом мало интересуется искусством, уделяя больше времени телевизору или смартфону. Но я верю, что будь у нас в Тарасовском настоящий выставочный зал, люди бы чаще соприкасались с творчеством, проводя досуг в беседах о прекрасном, общаясь с художниками. Тарасовская земля известна талантливыми личностями. Через эту возможность развивался бы вкус, росла культура. В этом и есть ценность и миссия искусства.
Среди любимых жанров Кононова выделяет портрет и натюрморты из цветов. С удовольствием ходит на пленэры, чтобы рисовать местные холмы, реку и любимую степь. Ориентирами мастерства для тарасовской художницы являются работы Исаака Левитана, Николая Фешина, Ильи Репина. Их произведения вдохновляют и учат говорить языком живописи с миром и зрителем. Многие выпускники Кононовой продолжили свое творческое развитие в высших учебных заведениях страны, связав судьбу с живописью, архитектурой, керамикой.