Биолог из Тарасовской школы №2 Анна Можаева стала победителем областного конкурса «Учитель года Дона». Она завоевала первое место в номинации «Учитель здоровья». О том, что предшествовало этому успеху, какой опыт получила, и о своих дальнейших планах А.В. Можаева рассказала «Родной стороне».
- В конце апреля город Каменоломни принял на пять дней более 150 участников конкурса «Учитель года Дона», где мы состязались в профессиональном мастерстве, обменивались опытом, повышали уровень своих знаний. Кстати, Тарасовский район вместе со мной представляли еще два человека: Марина Шинкарева и Париева Ольга. Нашу группу сопровождала директор методического центра, организатор муниципального этапа конкурса Н.Н. Ковалева, оказывая всестороннюю поддержку, как на этапе подготовки к выступлению, так и непосредственно в процессе участия. Ведь на самом деле, несмотря на свой опыт, мы волновались, как дети, и нуждались в наставнике, который бы мог протянуть руку помощи, придав уверенности перед придирчивой аудиторией, состоящей из наших коллег. Участие в конкурсах подобного уровня дает качественный рост педагогу, поэтому я готовилась с большим энтузиазмом. Хотя и не без волнения. Понимала, что нужно суметь выделиться, блеснуть знаниями и наработками среди самых лучших представителей педагогического сообщества Ростовской области.
В ходе выступления на конкурсе необходимо было представить самопрезентацию. При этом шансы получить высокую оценку появляются, если рассказ о себе сделан в максимально творческой форме. Можно даже и спеть, и станцевать. Я рассказала о том, что веду в школе два клуба численностью 15 человек: «Поколение ЮНЭКО» (экологи) и «Здоровое поколение» (здоровый образ жизни). Например, на уровне Тарасовского района мы заняли с ребятами первое место в одном из конкурсов с научно-исследовательской работой, направленной на разрушение мифов о вреде или пользе тех или иных видов питания. В частности, разбирались с таким любимым детьми и взрослыми продуктом, как мороженое. Изучили и представили результаты исследования «газировки», представив впоследствии этот проект на научно-практическую конференцию. В качестве подопытного материала у нас были яичная скорлупа и настоящий человеческий зуб, который помещали в сладкий газированный напиток и наблюдали за изменениями в течение месяца. Также рассказывала на конкурсе, как в области привития культуры ЗОЖ проводим в школе танцевальные Минутки здоровья с элементами спортивной гимнастики, акции по сбору отслуживших свой срок элементов питания, просвещаем детей в вопросах повышения качества жизни человека.
На следующем этапе конкурса нужно было без подготовки по предложенной теме сделать небольшое сообщение и организовать какую-то увлекательную обучающую игру, продемонстрировав свой педагогический уровень. Мне досталась тема влияния цвета и запахов на эмоциональное состояние человека. Для проведения аромоцветотерапии я взяла фрукты, цитрусовые, палочки гвоздики и рассказала, как эти продукты укрепляют иммунитет и улучшают настроение человека. Было настолько занимательно, что в мой мини-урок включились все присутствующие в зале, а жюри с интересом наблюдало, как взрослые люди увлеченно занимаются творчеством, украшая вкусный реквизит под познавательную беседу о здоровье. На практике я показала, что этот метод действительно работает. А после моего выступления практикующие учителя просили поделиться наработками по привлечению детей к таким занятиям. - Мне особенно дорога эта победа, поскольку впервые участвовала в столь крупном мероприятии. За эти несколько дней для меня открылся буквально новый мир. Знакомство и общение с очень интересными людьми наполнило свежими взглядами, вдохновило на дальнейшее совершенствование в профессии. Самое главное, что я поняла, находясь несколько дней в атмосфере конкурса, что нет ничего невозможного в жизни. Но победы не было бы, если б не помощь и поддержка администрации Тарасовской школы №2 и педагога-психолога И.В. Воликовой, а также районного отдела образования в лице Н.Н. Ковалевой, не оставлявших ни на минуту каждого из тарасовских конкурсантов. Все эти люди искренне переживали за нас, вложив немало сил в подготовку к поездке. Выражаю им свою признательность и благодарность.
- Если говорить о текущей деятельности в роли учителя здоровья, то, безусловно, я строю свою практику на знании естественных наук, коими являются биология и география. Отсюда и изучение вместе с учащимися вопросов экологии, здоровья и жизнедеятельности человека. Дети с успехом применяют полученную информацию не только в повседневной жизни, но и демонстрируют свой уровень, успешно участвуя в различных конкурсах. Так, например, член кружка «Поколение Юнэко» Саша Емельянова (6 «Б» класс) в рамках платформы «Большая перемена» создала проект школьной экостудии с рассказом о здоровьесберегающих технологиях. К слову, Саше помогала работать над задачей и ее мама. Конкурс был довольно сложным, но у нас общими усилиями получился изумительный проект, а результатом стала победа! В сентябре 2023 года моя ученица заняла первое место, чем заслужила бесплатную путевку в Артек.
- В планах теперь покорить Санкт-Петербург, где в конце ноября пройдет Всероссийский конкурс «Учитель здоровья — 2024». Как финалист областного состязания я поеду защищать честь не только школы своей на более высоком уровне, но и Тарасовского района и всей Ростовской области. С нетерпением жду новых интересных встреч, работаю над ошибками, готовлюсь к выступлению и верю в успех.
Анна Можаева начинала работать в 2005 году в Роговской школе учителем географии, а потом, после прохождения переобучения, стала преподавать биологию в средней общеобразовательной Тарасовской школе №2.