Православие

Беседа с батюшкой. Как правильно христианину выйти из Великого поста

Татаркин
Иерей Владимир ТАТАРКИН

Великий пост, предшествующий празднику Светлого Христова Воскресения — Пасхе — в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая. На вопросы о правильном завершении главной православной аскезы мы обратились к иерею Владимиру ТАТАРКИНУ, настоятелю храма святой блаженной Матроны Московской поселка Тарасовский.

Владимир Татаркин

Когда православный человек выходит из состояния поста, конечно, он должен соблюдать определенные правила, учитывая, что человеческий организм требует к себе внимательного отношения. Не нужно нарушать количественного объема пищи и качественного состава. При выходе из поста качественный состав пищи естественно меняется: вводятся продукты животного происхождения (скоромные продукты), и человек должен принимать эти продукты в небольшом количестве. Лучше всего начинать с рыбных, кисломолочных продуктов, яиц, и только потом вводить в свой рацион мясные продукты – бульоны, супы, вареное мясо. Необходимо избегать жареного мяса и тяжелых продуктов в большом количестве. Очень часто бывает, что православные люди постятся, соблюдают режим поста, а когда наступает Пасха, сразу разговляются, употребляют пищу, которая может вызывать различные заболевания, такие как гастрит, панкреатит, колиты, потому что зачастую пища несбалансированная, в неправильной пропорции и неправильном качестве. Мы забываем, что наш человеческий организм — это уникальное Божие творение, уникальное Божие создание, и смысл его работы гораздо глубже, чем мотор. Поэтому отношение к нашему организму должно быть правильным.

Выход из поста должен быть плавным. Тем более организм после постного режима питания насыщается быстрее. Нельзя объедаться белковой пищей, набрасываться на мясо, творог, яйца. В большом количестве это все равно не усвоится организмом. Пользы от продуктов не будет, наоборот, наступит гниение, диспепсия. После неумеренного потребления ждет тяжесть, боли в желудке.

Цели и задачи Великого поста и его окончания?

Если человек постится осознанно, это в любом случае не останется бесплодным. Каждый год во время поста приобретается новый опыт. Порой, выходя из поста, мы возвращаемся в нашу обычную жизнь, и все итоги быстро забываются. Но все равно остается сладкое воспоминание о той радости, той сопричастности Церкви, которая вся в эти дни постилась. И радость пасхальная еще и в том, что ты чувствуешь эту сопричастность Церкви – не только земной, но и небесной. В этом, мне кажется, большой праздник и радость: мы постимся все вместе. В другие посты в силу разных причин мы можем быть не так едины, как в Великий пост. Он очень объединяет православных христиан. Думаю, человеку важно помнить, что он не один, что все мы – Церковь, мы вместе. Где двое или трое собраны вместе во имя Христа, там сам Христос. Пост – это опыт единства Церкви. И этот опыт всегда положителен.

Индивидуально каждый сам смотрит – от чего он хочется отказаться в пост. Не обязательно это должна быть пища. Кто-то берет на себя ограничения, кто-то – труды: с кем-то помириться, кому-то помочь чуть больше, чем обычно, попросить у кого-то прощения, на которое не находил сил в обычные дни. Итоги поста каждый подводит самостоятельно.
При этом пост показывает нам, что мы можем жить, не объедаясь мясом, без сигарет, без алкоголя, иных зависимостей. И если человек приобрел этот опыт в пост, и этот опыт человеку понравился, его вдохновил – желательно и дальше сохранять всестороннее трезвение. Не нужно возвращаться к тому, без чего можно обойтись.
Часто бывает так, что радость Пасхи – мы воспринимаем, как духовную, а пост – только как физическое воздержание. Но и пост можно считать духовной радостью. Мы стараемся больше, чем обычно молиться, общаться с Богом, читать Евангелие, посещать службы, мы обновляемся духовно. И эту радость общения и обновления в полной мере мы ощущаем именно в Пасху. Ведь пост помогает человеку духовно собраться и подняться над житейскими заботами. Если мы будем понимать пост именно так, то и на пасхальную радость всегда найдем силы.

Что такое Пасха? И почему этот праздник — главное торжество года?

Пасха — главный праздник всего церковного года, смысловой центр православного календаря. Пасха — это праздник Воскресения Христова.
Слово «Пасха» буквально переводится как «прохождение мимо, прехождение, избавление».
Это переходящий праздник, его дата меняется год от года и зависит от лунно-солнечного календаря.
На Пасху мы вспоминаем событиях, описанные в Новом Завете всеми четырьмя евангелистами — Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Четыре Евангелия рассказывают о днях Страстной седмицы и Воскресении Христовом.
В пятницу Страстной седмицы — Страстную, или Великую, пятницу — Спаситель был распят на кресте. Ученики похоронили Его в гроте — пещере, которая находилась рядом с Голгофой, горой, где совершались казни — распятия.
В ночь с субботы на воскресенье, то есть накануне иудейской Пасхи, Мария Магдалина и две другие женщины пришли к пещере, чтобы омыть и умастить благовониями тело казненного Христа. Этих женщин в Церкви принято называть Женами-мироносицами.
Преданные Господу ученики обнаружили, что камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а сам гроб пуст. Им явились два Ангела и возвестили Воскресение Христа: «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк 24:4-5).
Воскресение Христово — это смысловой центр всего христианства. Апостол Павел писал в Первом послании коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:13-14).
Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу.

Как провести Пасху?

Пасху называют Праздником Праздников и главным торжеством для всех православных христиан. Пасхе предшествует длительный и строгий пост. Обычно разговление и первая скромная трапеза совершаются после Литургии и Причастия. Верующие встречают Пасху в храме. Дальше же можно просто поздравлять близких, радоваться, праздновать величайшее событие христианской истории. Приветствуется:

  • помогать обездоленным,
  • примириться с врагами,
  • приносить радость своим друзьям и ближним.

Можно ли работать на Пасху?

Работать на Пасху не рекомендуется, но речь идет о случаях, когда человек откладывает службу в храме, чтобы завершить свои дела. Если врач спасает жизнь, его богоугодное дело не должно прекращаться. Выполнять свое служение в праздник добросовестно — не грех, если от работы зависят жизнь и здоровье людей, а многие пострадают, когда человек откажется от такой работы.

Нужно ли причащаться в Пасхальную ночь и во все дни Светлой седмицы, и зачем вообще идти ночью на Пасху в храм?

Заканчивая Великий пост, всмотримся в его конечную цель, в священную, в светоносную ночь Пасхи. Эта ночь, в которую Церковь украшается в свои лучшие одежды, и поет свои вдохновеннейшия песни, встречая воскресшаго Жениха — Христа. Бодрствуют христиане православные! В древности особо строго наблюдалось, чтобы никто не спал в эту ночь… Одним словом, готовимся к чему-то великому.

Слышите: «Вси насладитесь!» пишет святитель Иоанн Златоуст.

Вот почему в древности именно в пасхальную ночь причащались все — и старцы, и дети, и мужи, и жены, и здоровые, и больные. Даже в вечер Великаго четверга, когда и установлено таинство, причащались преимущественно священники, как служители алтаря, ибо алтарь есть горница Тайной вечери. А на Пасху причащались все.

А тот факт, что Устав предписывает служить Литургию на Светлой Седмице каждый день, как раз и означает, что люди призываются каждый день причащаться.

Почему они не должны поститься в Пасхальную седмицу? Потому что, как сказал Христос, «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?»

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца?

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» начиная таким образом свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа – два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа – Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Что такое Пасхальный кулич?

Пасхальный кулич – это церковно-обрядовая пища. Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх.12:3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление – прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Зачем освящают куличи и яйца?

После утренних церковных служб в Великую субботу и в Пасхальную ночь в православных храмах происходит освящение куличей и яиц: этот обряд, в ходе которого священник окропляет водой принесённое прихожанами угощение, олицетворяет соединение материального и духовного и подтверждает тот факт, что всё есть творение Божье, в том числе и еда. Освящение пасхальных куличей и яиц даёт возможность верующим почувствовать свою причастность как к Богу, так и к православной общине.

Как провести Пасху? Как вести себя в эти святые дни?

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященную в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Что такое Светлая седмица?

Светлая седмица, или Пасхальная неделя, — это первые семь дней празднования Пасхи. Длится седмица от дня Пасхи, воскресения Христова, до Фоминой недели.
Каждый день после Литургии верующие обходят храм праздничным крестным ходом, который сопровождается трезвоном — особым пасхальным колокольным звоном.
Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день, в праздник Вознесения Господня) православные люди встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».
На Светлой седмице, радостной и праздничной, нет привычного для православных христиан поста в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошной». Отменяются и земные поклоны на службе.
По традиции, на Светлой седмице не венчают, чтобы личный праздник не отвлекал от празднования Пасхи. Венчания возобновляются через неделю после Воскресения Христова. Этот воскресный день называется Антипасха, Фомина неделя или в народе — Красная горка.

На Светлой седмице до утра субботы включительно вместо утренних и вечерних молитв читаются Пасхальные часы. А вместо Покаянного канона, канонов Богородице и Ангелу Хранителю читается канон Пасхи.

В Светлую пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после Литургии совершается малый чин освящения воды.

В Светлую субботу происходит раздача верующим Артоса (освященного в Пасху хлеба, который лежит перед Царскими вратами всю Пасхальную седмицу).

В течение всей Светлой седмицы о пасхальной радости нам ежедневно напоминает колокольный трезвон, благовест. По старинному обычаю, в этот период не возбраняется звонить в колокола любому верующему человеку.

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище?

Когда люди посещают кладбище на Пасху происходит, прежде всего, разрыв с церковной традицией. Пасха — самый радостный христианский праздник, она вытесняет из сердец верующих всякую скорбь и печаль. На кладбище же по церковному уставу принято ходить на Радоницу. Это день особого поминовения умерших и совершается он на 9 день после Пасхи.

Для чего же люди ездят на кладбище? Зачастую это связано не с молитвенным порывом. На кладбище не для молитвы ездят, а, скорее, чтобы отдать дань уважения, вспомнить людей. Молитва не самое главное в этом действии. Церковь же говорит, что все, что у нас осталось для наших усопших сродников, это наша молитва за них. Она приносит несомненную пользу не только тем, за кого мы молимся, но и нам самим, тем, кто эту молитву совершает. Поэтому если человек приходит на кладбище на Пасху, но пренебрегает основной службой, участием в Литургии, в панихиде на Радоницу, он, прежде всего, лишает своих близких той радости, того соединения со Христом, которое могло бы произойти, если бы он следовал специально отведённому Церковью дню для уместного поминовения.

Как поминать родственника, если 40-й день выпадает на Страстной неделе или на Пасху?
Можно ли устраивать поминки?

Согласно церковному уставу, сороковые дни со дня смерти христианина всегда творятся в тот день, на который выпадают (за исключением самого дня Пасхи).
Вы можете подать записку об упокоении души Вашего родственника и накануне Пасхи, в субботу, и на Пасхальную службу. На Пасху и Светлую седмицу священник за литургией в алтаре читает молитвы за усопших, которые находятся в чине литургии (проскомидия), и читает записки об усопших.
Самое главное в поминовении усопших — это не трапеза, а молитва за усопших. Нужно обязательно сходить в церковь на Пасху и помолиться о усопшем – это самое главное. На Пасху и после Пасхи до Красной горки (неделя) не поминают усопших и на могилы не ходят. А трапезой помяните скромно и без спиртного.

Как не растерять радость и плоды поста? Как сохранить накопленную благодать по окончании Великого поста?

Искушения обычно начинаются уже в середине Великого поста, но в конце Четыредесятницы они бывают особенно сильны: диавол хочет испортить нам результаты подвига постного, чтобы мы, попостившись, приобретя духовную пользу, испортили свой духовный труд. Про это нужно знать каждому постящемуся, чтобы быть начеку. И на Пасху искушения случаются: вроде праздник, пасхальная радость, а на душе тяжело, кошки скребут. Или с ближним с кем-то поссорился в этот момент пасхальной радости. Так диавол всячески хочет похитить плоды нашего поста.

Нам нужно ощутить вкус воздержания и пользу, проистекающую от него, для того чтобы потом весь год помнить предательство Иуды и пятничное Распятие Христа за грехи наши и среду и пятницу поститься всегда. В среду поститься и подавать милостыню для того, чтобы Иудой не быть, а в пятницу поститься и уксусом губы смачивать, помня о том, как Господь на Кресте в ответ на просьбу: «Жажду!» – получил уксус от римского воина.
Нужно поститься круглый год с памятью о Великом посте и о Христовых страданиях. А в воскресенье быть непременно в храме, потому что мы празднуем Пасху Господню 52 раза в году – ровно столько, сколько есть воскресений.
Благодать сохраняется в душе тогда, когда человек больше ее стяжевает – больше молится, исповедается, причащается. Меньше грешит, меньше разговаривает.
Жизнь христианина должна быть движением вперед, а не ходьбой по кругу от поста к посту.
Из поста надо выйти с опытом приобретенных духовных навыков, а не с долгожданной мечтой сорваться на предметы прежних греховных влечений.

Метки: Православие
Поделитесь новостью:
Предыдущая запись
В Ростове начала работу выставка «Время в лицах»
Следующая запись
В Тарасовском районе прошел розыгрыш кубка памяти Авакяна Г.В.