В Районе

Как донские казаки в зимние праздники гуляли

Василий Голубев объявил 2023-й в Ростовской области Годом атамана Платова.

В нынешнем году исполняется 270 лет со дня рождения легендарного донского «вихорь-атамана». Для проведения Года создан организационный комитет, который возглавил заместитель губернатора Михаил Корнеев. В состав комитета вошли представители органов власти, местного самоуправления, Всевеликого войска Донского, науки, культуры, духовенства.

Редакция газеты «Родная сторона» начинает цикл публикаций, посвященных казачеству, его исторической роли в жизни России, традициям и быту.

Традиция готовить на старый Новый год вареники с сюрпризами распространена именно на Дону. Почему так произошло и что ещё было принято делать на рождественские и новогодние праздники в казачьих семьях, рассказывает руководитель учреждений культуры Красновского сельского поселения О.Н. Остапущенко:

САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

— Ольга Николаевна, с чего бы вы начали свой рассказ о традициях старого Нового года?

— Когда говорят о традиции старого Нового года, сразу возникает перед глазами картинка — вареники. Это такое очень вкусное время, которое собирает семью за столом. Но к этому надо грамотно подойти. Вообще, старый Новый год — это часть святочных дней. Святки у нас длятся 12 дней, начинаются с Рождества и до Крещения.

В эти дни казаки щедровали, колядовали и раздавали кутьи (каши из цельнозерновой пшеницы с узваром). В XIX веке каждого, кто в чужом доме спел щедровку или колядку, а тем более принёс кутью, ждал щедрый подарок от хозяина дома.

В ночь под Новый год (сейчас — старый Новый год) ряженые тоже ходили по домам и пели колядки, а утром 14 января начинали «посевать» — поздравлять с наступившим Новым годом со словами «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю».

Причём делать это должен был мужчина: по поверьям, пришедший утром мужчина в дом означал обязательный переход к хорошему, улучшениям в жизни!

После Рождества Христова наступали Святки. Они длились до Крещения. К Святкам готовились загодя. Шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски.

Не забывали и повеселиться от души. Играли в разные игры, пели песни и частушки. Наступал канун старого Нового года — 13 января, Щедрый вечер. В этот вечер ходили колядовать. Большие компании ряженых обменивались пожеланиями между собой и со случайными прохожими, заходили в каждый дом. Эта традиция была под запретом в середине прошлого века, но, тем не менее, поддерживалась народом, в большей мере в сельской местности.

ВСЁ СМEШАЛОСЬ

— А чем интересны казачьи Святки? Вообще, они чем-то отличаются от тех, что были в других регионах России?

— На Дону святочные традиции объединили и славянские верования, и христианские каноны. Казаки шли в церковь, а потом по хуторам и станицам носили звезду Велеса (шестиконечную), обряжались в животных, покровителем которых был Велес, пели колядки (стишки, означающие солнцеворот с зимы на лето). После революции и введения нового календаря произошёл сдвиг дат, смешение традиций. После 1917 года Новый год приходится на середину Рождественского поста, завершающегося праздником Рождества Христова, отмечаемого по старой традиции практически за неделю до Нового года, по старому стилю —14 января. Так и родилась традиция празднования старого Нового года. И теперь только в России два новогодних праздника!

— Откуда пошёл обычай готовить вареники с сюрпризами?

— В старину неделя между Рождеством и Крещением наполнялась особым магическим смыслом. Считалось, что жизнь замедляется и в это время открываются странички будущего. Одним из гаданий были и вареники с сюрпризами. Eсли вареник с мукой, жизнь будет богатой, но тяжёлой, с солью — горькая, пустой вареник — пустая жизнь, а с монетой — счастливая и долгая.

— Почему именно вареник? — Потому что это очень сытная пища, сдобренная маслом, сливками или сметаной, которую можно было есть после поста. Вареники олицетворяли сытую, богатую жизнь, не зря в старинной щедровке говорится «Щедрик-ведрик, дайте вареник. Грудочку кашки, кильце ковбаски…» Всех угощали досыта, не жалея подарков, так как считалось, что таким образом задабривали саму судьбу.

— Расскажите о самых интересных гаданиях, принятых у наших предков на Дону.

— Церковь убедила в греховности святочных обрядов, в частности — насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестаёт быть бесовским действием, а становится просто забавой. Однако поверье наградило эти дни магическим свойством показывать будущее, свершением снов и предсказаний, вмешательством нечистой силы в жизнь человека. Самое интересное гадание — на петуха. У славян петух считался вещей птицей. Потому на Новый год и Святки девушки обязательно проводили предсказательные обряды. К чему потянется петух, таким и будущий муж будет. Eсли воду пьёт из блюдца, то выпивать будет, к зеркалу подойдёт — муж будет гулящим, к деньгам — богатым, к глине — к бедности. Надёжным считалось гадание на обручальном кольце, также через крышу кидали башмачок — куда носом упадёт обувка, в ту сторону и замуж девка выйдет.

КРEЩEНИE ХРИСТОВО

— Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня, или Богоявлением.

— Это очень почитаемый праздник у донских казаков. Перед Крещением начищали до блеска кресты, мыли иконы. Заранее казаки готовили «иордань» (прорубь). Они отправлялись на реку, вырубали иордань во льду, в виде креста, делали царские врата. Eсть даже свидетельства, что находились мастера, которые делали изо льда портреты Христа.

Празднику Крещения, так же, как и Рождеству, предшествовал Крещенский сочельник, который называли «свечки» или «голодная кутья». В этот день, как и в Рождественский сочельник, не ели до первой звезды. После появления на небе первой звездочки трапезу начинали кутьёй, потому-то она и получила название «голодная».

На Дону существовал обычай — в Крещенский вечер рисовать на окнах и дверях кресты, делали это мелком или копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава семьи — отец, его сопровождал кто-нибудь из членов семьи. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках.

В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим крестным поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями — пирогами, кутьей, варениками.

— Крестные, попробовав угощение, одаривали своих крестников подарками, угощениями, а иногда и деньгами.

— Верите ли вы в то, что вода на Крещение целебная?

— У казаков существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Говорят, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды, приносили ее домой и сохраняли: считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался. В крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения — внутри храмов, другое — в самый день Крещения — на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иордань».

На Дону во льду прорубали крест, в центре делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и водой умывались и наполняли емкости, некоторые даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби, не только не заболеет, но и будет здоровым целый год.

Придя домой, казаки сбрызгивали крещенской водой все углы дома, чтобы не спрятались там хвори и напасти. Крещенская вода считалась особо целительной, ее прятали подальше от чужого глаза.

***
фото: Под руководством Ольги Остапущенко зимние праздники в учреждениях культуры Красновского сельского поселения проходят весело и зажигательно;Можаевцы едут колядовать на санях;Жители Красновского сельского поселения с радостью встречают колядовщиков

Поделитесь новостью:
Предыдущая запись
80 лет со дня освобождения станции Красновка от фашистских захватчиков
Следующая запись
Почему не ходит автобус?