Дискуссия прошла на заседании Совета по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований при Законодательном Собрании Ростовской области
В августе 2019 года по инициативе Губернатора Ростовской области Василия Юрьевича Голубева был принят Областной закон об инициативном бюджетировании. Комментируя обсуждение инициативных проектов, Александр ИЩЕНКО обратил внимание участников встречи на следующее:
— У глав администрации района, поселения часто появляется соблазн за счет средств, выделенных на реализацию инициативных проектов, решить какие-то неотложные хозяйственные задачи, которые стоят перед администрацией. Но эта система инициативных проектов прежде всего создана для того, чтобы помочь в решении тех проблем, которые волнуют людей в конкретной территории. И поэтому участие депутатского корпуса в отборе проектов во взаимодействии с жителями – это вопрос номер один. По сути, коллеги, это инструмент помощи и вам как депутатам от конкретной территории – решать те задачи, те наказы, с которыми к вам обращаются избиратели. Поэтому от вашей инициативы, от вашей настойчивости, от вашего умения зависит результат, в том числе и работы в вашем избирательном округе. Поэтому настоятельно рекомендую вам, коллеги, использовать систему инициативных проектов для того, чтобы определять наиболее активных жителей и вместе с ними находить важные точки решения конкретных муниципальных проблем.
О совершенствовании законодательства в сфере реализации инициативных проектов рассказала председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию Светлана МАНАНКИНА (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»). Она сообщила, что на областном уровне прошло два конкурсных отбора инициативных проектов жителей. Первый конкурс состоялся в 2019 году – проекты были реализованы в 2020 году. На него было представлено 376 заявок. Число граждан, принявших участие в выдвижении проектов, превысило 80 тысяч человек. По итогам конкурсного отбора победителями были признаны 176 инициативных проектов, реализованы 160. Их общая стоимость превысила 304 млн рублей.
К участию в первом конкурсном отборе допускались проекты инициативного бюджетирования, в реализации которых совокупная доля финансового участия физических и юридических лиц составляла не менее 1 % от общей суммы реализации проекта. У проектов, признанных победителями и реализуемых в настоящее время доля внебюджетного софинансирования в среднем составила 8 %. Максимальный показатель – 49 %. Средняя стоимость одного инициативного проекта составила 1,9 млн рублей, максимальная – свыше 4 млн рублей.
Максимальное число проектов, одержавших победу, а это 39 процентов, — проекты в сфере благоустройства. Еще 21 процент проектов касается учреждений культуры – ремонт, покупка оборудования и техники. И равное количество, по 14 процентов, — это проекты в сфере образования и спорта.
Второй конкурсный отбор инициативных проектов жителей прошел в 2020 году – проекты будут реализовываться в 2021 году. На него были поданы 323 заявки, допущены к участию 294 (91 %), одержали победу 191 (65 %).
С учетом высокого интереса к проектам инициативного бюджетирования со стороны граждан после второго конкурсного отбора Губернатор Ростовской области принял решение увеличить ежегодный объем средств, выделяемых из областного бюджета на поддержку местных инициатив – до 300 млн рублей, что учтено при принятии бюджета Ростовской области на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов. Это позволит ежегодно воплощать в жизнь порядка 190 инициатив активных граждан.
Светлана МАНАНКИНА обратилась с инициативой от Совета по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований к Председателю Законодательного Собрания Ростовской области Александру ИЩЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») для дальнейшего обсуждения ее с Губернатором Ростовской области Василием Голубевым.
— Согласно областному закону общая сумма финансирования из областного бюджета ежегодно утверждается Губернатором, — отметила Светлана МАНАНКИНА. – В 2019 году на 2020 год это было 274 млн, сейчас мы в областном бюджете разыграли по конкурсу 300 млн рублей, но, мы знаем, что примерно 10 процентов от этих средств будет сэкономлено по итогам торгов. Хотелось бы выступить с инициативой переноса сэкономленных средств областных денег на следующий год. Тогда бы мы каждый год имели небольшой прирост общей суммы. С таким обращением мы могли бы от Совета выступить на имя Губернатора и иметь ежегодно плюс 10 процентов к областным средствам. Они запланированы изначально на реализацию инициативных проектов и было бы логично за инициативными проектами их закрепить при переносе на последующий год.
8 декабря 2020 года, в ходе внеочередного заседания Законодательного Собрания депутаты приняли поправки в областной закон об инициативном бюджетировании. Изменения были связаны с тем, что на федеральном уровне установлены правовые основы для развития практики реализации инициативных проектов на региональном и муниципальном уровне. Определены полномочия органов государственной власти в части установления порядка выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также порядка проведения и критериев их конкурсного отбора.
В связи с этим областной закон был приведен в соответствие с федеральным. Поправки касаются уточнения понятийного аппарата, в том числе «проект инициативного бюджетирования» теперь называется «инициативный проект». Также расширен перечень вопросов, на решение которых могут быть направлены данные проекты – это не только вопросы местного значения, но и иные вопросы, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления.
Произошла корректировка и в части финансового обеспечения реализации инициативных проектов. По словам Светланы МАНАНКИНОЙ, это существенный момент, так как до настоящего времени окончательно не были урегулированы вопросы по внебюджетным средствам, которые граждане и организации направляют в муниципалитеты в поддержку проектов. Чаще всего эти средства поступали как пожертвования. Теперь же у них появилось официальное наименование – инициативные платежи.
– Инициативные платежи можно будет направить на реализацию конкретного проекта, а не просто жертвовать муниципалитету. Это означает, что если что-то происходит по ходу реализации проекта, например, после торгов существенно сократилась его стоимость, то тогда эта разница пропорциональна долям пожертвований будет возвращена людям или организациям, которые эти пожертвования сделали, – пояснила депутат.
Поправками в областной закон также предусматривается, что порядок рассмотрения инициативных проектов, в том числе основания для отказа в их поддержке, порядок, сроки проведения конкурсного отбора, порядок контроля за реализацией инициативных проектов, устанавливает Правительство Ростовской области. В свою очередь, выдвижение, внесение и обсуждение инициативных проектов, а также их рассмотрение и отбор муниципальными конкурсными комиссиями будет теперь осуществляться в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
По итогам обсуждения вопроса о совершенствовании законодательства в сфере инициативных проектов и практике его применения, Совет принял решение с рекомендациями.