Все мы знаем, что поводом к чествованию одного из праздников Богоявления – явления Бога человеком в мир, праздника Крещения, стало событие, описанное евангелистами: когда пророк Иоанн призвал народ прийти к нему на Иордан и покаянно омыться там от грехов, чтоб быть готовыми к вступлению в Царство Божие, туда пришел и Иисус.
Пророк сразу понял, что перед ним – не просто человек грешник, перед ним – Тот, Кому вовсе не надо омывать свои грехи, потому что таковых нет, и сказал Иисусу об этом. Но Тот, Кто взял на Себя грехи всего мира, Тот, кто уничижил Свое Божественное до плотского естества по любви к людям, ответил: «Нет, нам следует исполнить всякую правду – Я человек, и хочу весь путь человеческий пройти честно и до конца…». Этот путь, начавшийся в яслях в хлеву и ныне продолжающийся омовением в водах Иордана вместе со всеми грешниками, прошел через крест и Голгофу – к Воскресению. И голос Самого Отца Небесного сопровождал всюду Своего Сына, истинного Сына Божия – и истинного человека: «Это Мой Сын возлюбленный, в Нем Мое благоволение…».
Для православных христиан этот день является кульминацией празднования, начинающегося с Крещенского Сочельника, который тоже играет важную роль в церковных традициях.
В 2025 году он приходится на 18 января.
Крещению предшествуют четыре дня предпразднства и следуют восемь дней попразднства. В это время в храмах проводятся специальные богослужения, посвященные самому событию Крещения, что создает атмосферу важнейшего торжества для церкви.
Почему праздник Крещения еще имеет название Богоявление?
Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос — Бог Отец, голубь — Бог Дух Святой, Иисус Христос — Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус — не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.
Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.
До середины V века Рождество Христово и Крещение Господне не отмечались отдельно; существовал лишь единый праздник Богоявления, который отмечали 6 января (19 января по новому стилю). Этот праздник объединял в себе все события, связанные с Рождеством и Крещением, включая поклонение волхвов новорожденному Иисусу Христу.
Ранние христианские традиции:
Объединение праздников. Как уже упоминалось, в ранние века христианства Рождество и Крещение отмечались вместе, поскольку оба события подчеркивали божественную природу Иисуса и его миссию. Это объединение праздников происходило в контексте более широкой концепции Богоявления, которое охватывало все проявления божественности Христа.
Первые упоминания. Первые упоминания о праздновании Богоявления относятся к II веку, когда христиане в Египте начали отмечать этот день как день крещения Иисуса. В III веке праздник стал более распространенным, и его начали отмечать и в других регионах.
Что можно есть на Крещение Господне?
Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.
Крещение Господне — история праздника?
Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.
Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.
В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.
Зачем в Иордан погружался Христос? Ведь Он безгрешен.
Да, Христос безгрешен, а Иоанново омовение было символом покаяния и веры в грядущего Мессию. Иисус лично не нуждался в таком омовении, но Он все-таки совершил обряд, и Церковь усматривает в этом поступке Спасителя очень глубокий смысл.
Прежде всего, погружением в реку наравне с другими кающимися Христос показывает, что добровольно и всецело подчиняет Себя всем условиям падшего мира. А раз грешники должны были пройти очистительный ритуал во имя Того, Кто искупит их грехи, то и Сам Искупитель проходит этот же обряд, чтобы подчеркнуть связь между Ним и теми, кто в Него верует.
Что символизирует собою погружение в воду?
Почему именно вода является ключевым образом праздника?
Для людей погружение в купель связано с покаянием — то есть с радикальной переменой своего внутреннего мира и очищением от тех духовных язв, которые поразили всех нас после грехопадения Адама. А очистившись, человек становится способным принять ту благодать, которая даруется Христом через Крещение.
Почему именно воду избрал Христос? Потому что это как раз то вещество, вне которого и без которого немыслима сама биологическая жизнь. Она всегда была символом жизни и чистоты, и неудивительно, что Христос освящает вещественный мир через воду, а не каким-либо иным способом.
На Крещение (Богоявление) освящают воду. Каковы ее свойства? Правда ли, что она особенная? Как ее используют, и для чего она нужна?
Начнем с того, что вода освящается особым чином, который совершается лишь раз в году — именно в этот день. Этот чин так и называется — великое освящение. Вне богослужебного календаря он совершается только во время Таинства Крещения — именно его молитвы произносит священник, благословляя купель, в которую погружается крещаемый человек (кстати, это еще один намек на связь праздника и Таинства).
По традиции Русской Церкви, Богоявленская вода освящается утром и вечером. Среди прихожан распространен взгляд, что «вечерняя» и «утренняя» вода имеют различную «энергетику», но такие заявления глубоко чужды церковному вероучению. Традиция двукратного освящения — чисто историческая: со временем прихожан в храмах стало так много, что освященной за один раз воды не хватало на всех желающих ее получить. Но никакой разницы не существует между той водой, которая была освящена на малой вечерни Сочельника, и той, которую освятили после Литургии в сам праздник.
Крещенскую воду принимают внутрь, ей также можно окроплять лицо и жилище. Пьется она, по традиции, натощак (хотя церковный устав не воспрещает принимать крещенскую воду по мере надобности) и обязательно — с молитвой и верой.
Чем Агиасма отличается от воды, освящаемой в другие дни года?
Кроме Богоявленской (Крещенской) православная традиция знает и другую святую воду — она благословляется «малым» чином в любое другое время. Чин Великого освящения Крещенской воды более торжественный, эту воду можно набрать всего два дня в году. Именно крещенскую воду Церковь определила давать в утешение тем, кто по какой-то причине отлучен от Святого Причастия… Поэтому и отношение к ней особое.
Крещенские купания — имеют ли они сакральный смысл, или это сугубо народная традиция?
Какого-то магического или сверхъестественного значения они не имеют. И, конечно же, крещенское купание не смывает грехов, как часто говорят. Хорошо, если человек, окунаясь в прорубь, делает это с верой и молитвой, по вере его и будет ему. Если же купание в полынье воспринимается как некая оккультно-оздоровительная практика либо совершается во имя «спортивного интереса», то духовная польза от такого мероприятия весьма сомнительна.
Существует поверье, что если в день Крещения человек искупается в освященной воде, он будет здоров на протяжении всего года. Поэтому многие совершают обряд купания в проруби, считая это символом очищения не только тела, но и духа.
Традиция окунания в прорубь появилась сравнительно недавно. Эта традиция не имеет прямого религиозного значения, тем не менее некоторые считают, что с помощью этого действия прощаются все грехи, но это не так. Помните, что прощение подается людям через покаяние, а не через погружение в купель.
С любовью во Христе.
С уважением!
Владимир Татаркин,
Благочинный приходов Донецкого и Тарасовского округов.
настоятель Державного храма г.Донецка
настоятель Матронинского храма пос.Тарасовский