По данным властей сейчас запасы продуктов на складах продовольственных магазинов есть на 140 дней. Дефицита каких-либо продуктов из списка первой необходимости не наблюдается. Представители крупных торговых сетей отмечают, что еще месяц назад получили от поставщиков уведомление об увеличении цен. Рост составил от 10% до 50% в зависимости от вида продукции.
Поставщики обосновали поднятие цен увеличением своих расходов. Торговые сети сейчас ведут переговоры с поставщиками и просят обосновать повышение цен и лишь в случае если они действительно обоснованы, то тоже поднимают цены. Многие торговые сети сейчас работают в убыток, покрывая рост цен за свой счет, об этом сообщает donnews.ru со ссылкой на представителей крупнейши российских ритейлеров X5 Retail Group и «Магнит».
Компании обнулили торговую наценку на отдельные категории социально значимых товаров сроком не менее чем на месяц.
— Весь комплекс мер позволил сдержать рост цен в рознице и даже снизить их на некоторые позиции. Например, батон подешевел на 16% при стабильной закупочной цене. Розничные цены на макароны и молоко выросли на 0,7% и 0,3%, при росте закупочных цен на 9,7% и 7,2% соответственно, — рассказали в X5.
К программе обнуления присоединились и некоторые другие торговые сети.
Представители некоторых компаний считают, что обнуление –это проблема, а не достижение.
— Сети не дают нам увеличить цены, грозя отказом от нашей продукции. Издержки при этом выросли очень существенно, в первую очередь, из-за выросших цен на зерно. Пшеницу для своего предприятия в Ростовской области, которая получила урожай в 12 млн тонн, я купить не могу. Всё на импорт отправили. На интервенциях предлагают зерно 2006 года, максимум — 2015 года, — рассказала директор ПКФ «Маяк» Любовь Железная.
Эксперты считают, что коронавирус лишь отчасти сказался на ситуации. В основном на рост цен влияют курс рубля и нефти,. Из-за пандемии урон ощутили лишь предприятия чья продукция производится из импортного сырья, так как возникли проблемы с поставками.
В Госдуме выступили с инициативой ввести «заморозку цен» на товары первой необходимости и лекарственные препараты.
Некоторые предприятия обратились к Мишустину с просьбой оказать им поддержку. Письмо подписали несколько ассоциаций, в которые входят сельскохозяйственные предприятия и производители продуктов и напитков. В частности, они просят ввести мораторий на проведение промоакций и на скидки.
На данный момент в регионе макароны подорожали на 15%. Взрывной рост цен был зафиксирован на лимоны, имбирь и чеснок. Официальные данные Ростовстат обнародует лишь в середине мая.
Эксперты отмечают, что после пандемии роста цен не избежать.
— Всё, что будет можно переложить на плечи потребителя, — переложат. Здесь и изменение курса валют, и разгоняющаяся инфляция, и вакуум поставок из-за введённых ограничений, который скажется позднее. Все те расходы и издержки, на которые сейчас идут сети и производители, чтобы сохранить покупателей, будут отбиты позднее, — считает ведущий аналитик «Альпари» Анна Бодрова.