В Районе

Даргинцы — горный народ Дагестана

Сегодня «Родная сторона» знакомит своих читателей с одним из представителей дагестанского народа, проживающего уже много лет на тарасовской земле.

Даргинцы (самоназвание — дарганти) — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа. В народном представлении самоназвание даргинцев связано с корнем «дарк» или «дарг» — внутренность, нутро. Таким образом, предки даргинцев считали своей отличительной чертой то, что они населяют какую-то «внутреннюю» часть гор, и это должно было отличать их, по-видимому, от жителей каких-то «внешних, наружных» земель. Сегодня даргинцы составляют 16,5% населения Республики Дагестан. По Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 589396 даргинцев, в том числе в Дагестане — 490384 человека.

Магомед Гаммаев прожил большую часть своей жизни в х. Eгоровка. Сегодня он отец троих детей и дед семерых внуков. Фермерствует, пользуясь уважением у односельчан. Добросовестный труд и ценность крепкой семьи — основы достойной жизни человека. Эти истины даргинец Магомед усвоил от своих родителей и бережно хранит с малых лет.

— В горном селе жизнь легкой не была, -рассказывает он. — Помимо обязательной работы в колхозе каждый держал дома и свое подсобное хозяйство. В основном выращивали скот. Но и огороды тоже у многих есть. Правда, из-за высокой влажности не все хорошо может расти, однако я больше нигде не встречал лучшей картошки и капусты, как у нас в Дагестане. А знаете, какие там замечательные сады? Чуть ли не половину рынков Ростовской области земля горных долин моей малой родины снабжает сегодня овощами и фруктами.

В 1978 году численность населения в нашем поселке была очень большой и рабочих мест на всех не хватало. И тогда отец решил нашу семью — маму, шесть братьев и сестру — перевезти в Ростовскую область, в Орловский район. Оттуда мои старшие братья перебрались в Тарасовский район, устроившись в местных колхозах работать чабанами, и мы последовали за ними. Так и осели тут с 1982 года. Мне тогда исполнилось 13 лет. Я еще учился в школе. В Мартыновке ею на тот момент руководил друг моего отца, наш земляк Киласхан Шейхович Омаров. Он был и остается для меня и моих братьев непререкаемым авторитетом.

Время шло, я отслужил в армии, женился. Сам стал отцом троих детей. К 1995 году колхоз «Восход», в котором я работал, совсем пришел в упадок и надо было думать, как жить дальше, как кормить семью. Несколько лет с братьями занимались в окрестностях скупкой скота с последующей продажей мяса на рынках. Eздить приходилось далеко, а дом без хозяина, сами понимаете, приходит в упадок. Конечно, супруга не покладая рук следила за хозяйством, но одной ей было тяжело. И я решил, что надо попытаться найти какой-то выход здесь, на месте.

У нас с братьями после развала колхоза оставалась паевая земля, и мы решили попробовать начать ее обрабатывать самостоятельно. Я по жизни оптимист и верю в лучшее, поэтому даже несмотря на то, что к 2004 году, когда уже вроде бы на рынке сельхозпроизводства в Тарасовском районе распределились все силы и свободной земли практически на тот момент уже было не достать, мы все же рискнули. Помню, как собирали свой первый комбайн, прикручивая на остов списанного агрегата найденные за бесценок по бывшим колхозам запчасти.

Не будучи механиками, изучали на ходу стоявшую рядом целую «Ниву СК-5» и прикручивали к раме нашего будущего комбайна детали. За 3 месяца его удалось наладить, и к своей чести могу сказать, что он проработал пять сезонов без поломок.

Было очень трудно. Несколько лет работали себе в убыток, и старшие братья в конце концов отказались от этой затеи. Сами знаете, какова жизнь фермера — из огня да в полымя. То погода подведет, то цена на рынке рухнет. Но я выстоял! Сегодня в моем распоряжении около 800 га пахотной земли, вкладываю силы в дальнейшее развитие хозяйства: покупаю новую современную технику, строю зернохранилище.

Сейчас только одна проблема — нет помощников. Да, в культуре даргинцев, как и вообще на Северном Кавказе, сильны семейные традиции. И мы, люди старой закалки, их уважаем и придерживаемся, но время на месте не стоит и я считаю, что невозможно прожить за кого-то его жизнь. Мои дети до совершеннолетия получили в семье основные ориентиры в жизни, а дальше пусть каждый распоряжается своей судьбой сам. Я всегда готов помочь, но принуждать оставаться их со мной на земле не буду. Сегодня много молодежи уезжает в большие города — в Питер, Москву. Только вот по опыту известно, что везде нелегко и всюду ждут одинаковые проблемы: надо зарабатывать, питаться, одеваться, где-то жить. Пускай учатся на своих ошибках, умнеют, набираются опыта. Это тоже важно.

Лично мне милей Eгоровка, где я вырос. Здесь мой дом, родственники, друзья. Взаимовыручка, семейственность, поддержка общих интересов — вот что по-настоящему ценно для человека любой нации, в любой точке земного шара. И дело не в культурных особенностях. Конечно, мы, даргинцы, помним свои корни, общаемся с родней из Дагестана, не забываем язык, но так же, как и любой живущий в России человек, отмечаем все праздники в календаре, вместе со всей страной переживаем и победы, и трудности. Наравне с мусульманским праздником Ураза-байрам для нас важны и Новый год, и 8 Марта. С радостью собираемся в близком кругу родных, поздравляем друг друга. Кроме того, почти ежедневно собираемся за большим столом в доме у кого-нибудь из братьев, чтобы обсудить планы, поделиться какими-то проблемами. Сегодня, к сожалению, близкое общение среди родственников повсеместно уходит из культуры современного общества, но все еще представители кавказских этносов стараются хранить этот уклад. Не только потому, что его завещали мудрые предки, а потому, что это рационально. Поддержка родственников даже на уровне слов и душевного участия помогает легче переносить любые трудности, проще и эффективней решать какие-то насущные жизненные задачи.

Кстати, про застолья и национальные пищевые пристрастия даргинцев. Традиционная даргинская кухня сложилась под воздействием определённых природных условий высокогорья, формы общественных отношений, а также требований религии. Принято кушать много мяса. В основном это баранина, реже говядина и птица. Также даргинская кухня включает блюда из мучных и молочных продуктов. В приготовлении пищи используют пшеничную, ячменную, просяную, кукурузную, ржаную муку, которую зачастую мелят на ручной мельнице. Кстати, традиционно тестом занимаются женщины, мясом — исключительно мужчины. При этом используется много пряностей, среди которых тмин, чеснок, стручковый перец.

Большое место на даргинском столе занимает блюдо чуду. Оно представляет собой тонкие либо толстые пресные лепёшки с разнообразной начинкой, обжаренные на сухой сковороде. Даргинцы умеют готовить около 50 видов этого блюда. По форме чуду бывают как круглые, так и полукруглые. Тесто может быть пресным или дрожжевым, либо замешанным на кисломолочном продукте. Вариантов начинки существует множество- — это и мясо, и зелень (укроп, дикий лук, крапива, лебеда, конский щавель), и овощи (картофель, тыква), и творог. Готовые чуду обычно смазывают маслом и складывают друг на друга, образуя стопку. Потом накрывают тарелкой, чтобы они отпарились и размягчились. Употребляют горячими.

Популярными также в даргинской кухне являются хинкал (не следует путать с хинкали), курзе (хинкали, напоминающие пельмени или манты, но другой формы. Лепятся они обязательно косичкой), плов, супы, шашлыки, соусы.

Согласно одной из версий, название традиционным курзе дала змея гюрза: дагестанцы говорят, что шов на курзе плетется, будто змейка ползет. Строгие кавказские свекрови любят проверять будущих невесток, поручая им готовку курзе: если девушка виртуозно лепит швы на них, значит, и хозяйкой она будет хорошей.

На территории Тарасовского района, согласно данным Ростовстата, живут 78 даргинцев.

КУРЗE С ЯЙЦАМИ И ЗEЛЁНЫМ ЛУКОМ

Курзе с яйцами — сытное блюдо для ужина, обеда и завтрака. Начинка из отварного яйца с зелёным луком делает блюдо оригинальным, лёгким и в то же время сытным. Очень удобно налепить курзе вечером, а утром только отварить и завтрак готов. Обязательно приготовьте это блюдо дагестанской кухни, порадуйте себя и своих близких.

На две порции потребуется для теста: вода — 100 мл, мука пшеничная — 300 г, соль 1 г, яйца куриные — 1 шт.

Для начинки: лук зелёный — 1 г, соль -1 г, яйца куриные — 3 шт.

Муку (300 г) горкой просейте на стол. В стакан разбейте яйцо и налейте 100 мл воды, посолите и перемешайте. Сделайте углубление в горке муки и влейте яичную смесь. Замесите крутое тесто.

3 яйца отварите вкрутую, очистите и натрите на мелкой тёрке. Добавьте мелко нарезанный зелёный лук и соль (1 г). Перемешайте -начинка для курзе готова.

Тесто раскатайте в тонкий пласт. С помощью обычного стакана выдавите круглые заготовки. На каждую заготовку выложите немного начинки. Аккуратно соедините края и заверните их в виде косички.

Вскипятите воду и отправьте курзе вариться. Как только они всплывут, варите 5 минут. Шумовкой выловите курзе, уложите на тарелку и подавайте к столу. Приятного аппетита!

***
фото: Горы Кавказа — родина братьев Гаммаевых. Слева — направо Али, Магомед, Мухтар и Омар;Внук Салим (слева) на празднике национальных блюд в Акушинском районе республики Дагестан;

Поделитесь новостью:
Предыдущая запись
Морозная и ветреная погода ждет жителей Ростовской области на выходных
Следующая запись
Не делайте этого сегодня, если не хотите навлечь на себя проклятия