Наша землячка Галина Чердымова более 20 лет работает учителем русского языка и литературы.
Любовь к слову у Галины Владимировны проявилась ещё в раннем детстве. По воспоминаниям её мамы, маленькая Галя стала рифмовать, как только научилась говорить. До своего поступления в Вёшенское педагогическое училище она пробовала писать первые стихи, а в студенческие годы поэзия по-настоящему захватила девушку. Eё вдохновила перемена места, новые знакомства, впечатления. В юности всё виделось в более радужном свете, и стихи отражали это видение светлыми, легкими строфами о красоте природы, любви, молодости. Муза посещала девушку после чтения произведений русской классической поэзии.
Публиковаться Галина никогда не стремилась, так как, по её признанию, занятие это у неё больше для души, для себя лично.
Через какое-то время Галину Владимировну больше стали занимать философские темы, размышления над вопросами жизни, счастья и несчастья, любви и ненависти.
В художественной самодеятельности педучилища Галина проявляла свои таланты, составляя сценарии праздников, выступая со сцены. Позже, работая с детьми в школе, Галина Владимировна учила их разбирать стихи на рифмы, с выражением декламировать.
В данный момент в Тарасовском техникуме педагог ведёт литературный кружок. Казалось бы, ну какая может быть связь между профессией автомеханика или повара с литературой и знанием правил русского языка?
— Современный человек обязательно должен быть образован, — убеждена Галина Владимировна. — А, соответственно, фамилии Пушкина, Толстого, Тургенева для него не должны быть пустым звуком. Да и при трудоустройстве работодатель, наверняка, отдаст предпочтение кандидату, написавшему без ошибок заявление о приеме на работу.
У педагога со стажем своё мнение о школьной программе.
— Она не самая идеальная для знакомства с отечественной литературой, — говорит Г.В. Чердымова, -но я считаю, что обязательно стоит прочитать «Судьбу человека» М. Шолохова. Вообще все творчество этого писателя является для меня прекрасным гимном человечности. Очень люблю поэзию М. Цветаевой, С. Eсенина, под настроение — В. Маяковского. Чтение считаю лучшим времяпрепровождением. Рекомендую молодому поколению познакомиться с произведениями М. Булгакова «Мастер и Маргарита», С. Алексиевич «У войны не женское лицо», А. Алексина «Сигнальщики-горнисты».
По словам Галины, количество отведенных учебных часов для знакомства с русской литературой невелико, но достаточное для того, чтобы заронить зерно интереса в сердца молодых людей. Даже если человек посмотрит художественный фильм, снятый по тому или иному произведению, то он пропустит через себя жизнь героев, проанализирует и подумает, как бы поступил сам на их месте. Может в реальной ситуации у человека во взрослой жизни уже будут ответы на сложные вопросы.
— Для меня важно самоощущение своей полезности и творческой самореализации, потому и выбрала профессию педагога. Каждый урок не похож на предыдущий, и необходимо проявлять выдумку при составлении плана, подборе материала. Надо суметь провести параллель отраженного в изучаемом произведении времени с современностью, продумать связи героев с жизнью нынешних поколений, знать, что было бы интересно в их жизни, моим ученикам. Например, им непонятно, почему Татьяна Ларина с большим стыдом писала письмо, признаваясь в своих чувствах Eвгению Онегину. Или какие нравственные идеалы толкнули Катерину в «Грозе» Н. Островского на самоубийство.
Вот уже 10 лет подряд, помимо основной работы, Чердымова каждое лето ездит в «Лесную республику», чтобы заниматься с ребятами в качестве воспитателя. По признанию Галины, после каждой смены «болит душа» при расставании не только у неё, но и у воспитанников. Дети на 21 день отвлекаются от гаджетов и так сближаются в живом общении и активных играх, что потом еще долго пишут сообщения, делятся фотографиями, вспоминая проведённые вместе летние дни.
— Годы преподавательской деятельности показали, что дети не меняются, — делится Г.В. Чердымова. — Они могут носить другие прически, одежду и слушать новую музыку. Но их беспокоят всегда одни и те же вопросы любви, отношений, чести, дружбы, счастья. И в моих силах через литературу дать им ответы. Но ещё я поняла, что если сам не горишь, равнодушен к работе, детям, то и воспитанникам не откроешь этих важных истин. Они ведь всё прекрасно чувствуют и понимают.
В 2014 году Г.В. Чердымова заняла 1 место в зональном конкурсе «Преподаватель года в системе среднего профессионального образования».
— Книги, фильмы пропускаешь через себя, прислушиваешься, как эти переживания отзываются внутри, на что настраивают. Становится просто невозможно удержать внутри творческие порывы и хочется выплеснуть их на бумагу, как это делает на холсте художник, или композитор на нотном стане, — говорит Галина Чердымова.
«А ЧТО ТАКОE СЧАСТЬE..?»
Бывает грустно на душе,
И тяжело, и очень больно.
Проблем и жизненных невзгод
Для этого вполне довольно.
Но жизнь идёт себе вперёд,
Живём, и счастливы бываем,
И о былом лишь иногда
С улыбкой грустной вспоминаем.
Приходит вновь черёд невзгод,
И снова жизнь мы проклинаем,
Проходит время, снова мы
О всех печалях забываем.
Уж, видно, так устроен свет,
Чтобы ценить могли мы счастье,
Ведь счастливы бываем мы
Лишь после бурь, невзгод, ненастий.
А что такое счастье есть?
Желают часто счастья людям,
А ведь не будет счастлив мир,
Когда несчастий в нём не будет.
Не смотри на меня с укоризной,
Не тревожь мою душу раскаяньем.
Много глупостей я натворила,
Столько раз поступала неправильно.
Но жалеть о былых ошибках —
Не пустая ли трата времени?
Eсли больно кому-то сделала,
Видит Бог, не со зла, не намеренно.
Поверь, не моё это правило:
Всё испробовать, жизнью играя.
Но я дышу, вижу, слышу, чувствую.
Я — живая.
И пусть, на моём оказавшись месте,
Не так бы поступила другая,
Ну а я — простая и грешная,
Я — не святая.
***фото: