В юбилейный год строительства Байкало-Амурской магистрали в Тарасовском районе памятными медалями удостоен труд и наших земляков, принимавших участие в этом эпохальном проекте. Гордость за этих людей побудила «Родную сторону» рассказать об их вкладе в судьбу этой легендарной магистрали.
— Только не записывайте меня в герои, — говорит о себе Татьяна Кирилловна Ушакова, жительница х. Верхний Митякин, отдавшая 10 лет молодости забайкальскому суровому краю. — Я не строила дорогу, не валила пилой тайгу и не укладывала шпалы. Моя роль куда скромнее — готовила ребятам еду в столовой, организовывала снабжение продуктами и приемы высоких гостей, каких перевидала великое множество на БАМе за эти годы. Ведь поддержать молодых строителей, восхититься их отвагой и рвением на стройку приезжали делегации политиков и космонавтов, выдающиеся спортсмены, люди искусства.
После окончания Луганского техникума общественного питания в 1976 году решила с друзьями ехать за романтикой в таежный край. Наша столовая в поселке Хорогочи (от эвенкийского хорого — глухаринный ток) в день кормила 600 человек. Без хорошего горячего обеда работать в тяжелых условиях Сибири невозможно, поэтому требования к поварам и обслуживающему персоналу были высочайшими. Когда столбик термометра опускался зимой за 50 градусов, то лесорубы и строители вынуждены были останавливать все работы. Но повара не имели права оставить их голодными. Иной раз, чтобы шевелились руки над разделочным столом, приходилось периодически опускать их в кастрюлю с горячей водой. Мы с девчонками так отогревали пальцы, чтобы снова приняться за приготовление пищи. Всякое было. Однажды авария в электросети вынудила подогнать трактор, чтобы он крутил электрогенератор и плиты на кухне продолжали работать. За первые несколько дней мы охрипли и оглохли от грохота двигателя за стеной. Сибирь вообще научила нас, молодых, многому, что потом пригодилось в жизни. В первую очередь быть ответственным. Не выдержать, сдаться, купить обратный билет тогда было позором. Легко не было никому, поэтому и я не жаловалась, стараясь работать на совесть.
Кстати, надо сказать, что, несмотря на отсутствие телевидения в течение первых 3 лет в поселке, жизнь у нас оставалась очень насыщенной и интересной. В местном клубе «Романтик» я несколько лет подряд активно участвовала в художественной самодеятельности. Занималась бальными танцами, любила и умела петь. Меня даже в шутку называли хорогочинской Пугачевой. Потому что в моем репертуаре было много песен из арсенала этой певицы. Выступали на всех местных праздниках. А с танцевальным коллективом объехала многие города советской Сибири и Дальнего Востока. Незабываемым впечатлением тех лет осталась туристическая поездка на поезде из столицы БАМа — Тынды — в Чехословакию через Москву. К слову, за проведенные на БАМе 10 лет так и не встретила своего мужчину, несмотря на то, что вокруг было очень много достойных ребят. Было просто не до того. Замуж вышла за своего одноклассника, вернувшись на малую родину в Тарасовский район в 1986 году.
Со временем выросла здесь до инспектора по торговле. Пришлось погрузиться с головой еще и в административную деятельность. В это время посчастливилось стать свидетелем такого знаменательного события, как торжественная сборка «золотого звена» Байкало-Амурской магистрали в п. Куанда. Отметить его приехало много высоких гостей, знаменитостей. Это, конечно, увеличило кратно нагрузку на торговлю, на общепит, гостиницы. Всех надо было накормить, разместить. В тот великий день над сомкнувшимися рельсами магистрали с высоких трибун звучали слова благодарности от имени Родины, и многие строители БАМа плакали, понимая, сколько человеческого труда вложено в этот эпохальный проект. Тогда родились строки известной песни одного из участников стройки:
«Вот и всё, сомкнулось полотно,
И последний выложен портал,
Золотое светится звено,
Ты об этом столько лет мечтал…»
БАМ пролег через мое сердце главной магистралью всей жизни! Он подарил много интересных встреч и крепкую дружбу. По сей день, несмотря на расстояния, переписываемся в соцсетях с бывшими коллегами, созваниваемся, вспоминая молодость. С любовью храню медаль «За строительство БАМа», Знак ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец XI пятилетки», и билет Почетного пассажира первого БАМовского поезда (1-й вагон, 7-е место).