Семья для дагестанца священна, именно с нее начинаются уважение и любовь к родителям, родному селу, которые, в свою очередь, являются основой любви к Родине, Дагестану, Отечеству.
Супруги Идрисовы с девятью детьми жили в живописнейшем районе Дагестана – селе Киче Рутульского района. Это в какой-то степени родовое гнездо, где все друг другу братья и сёстры, дяди и тёти.
О происхождении названия аула Киче существует несколько версий. По одной из них сюда были переселены несколько самых мужественных и ловких горцев из Рутула с семьями, чтобы они извещали о надвигающейся опасности, приближении завоевателей.
В 1984 году семья рутульцев переехала в Ростовскую область. Несколько лет жили в Егорлыкском районе, а затем перебрались в Тарасовский. Обосновались в посёлке Весенний, завели большое хозяйство.
Сафар Энвербекович – третий из детей по старшинству. Вместе с братьями он помогал отцу, сёстры с матерью хлопотали по дому. Окончив Весеннинскую школу, С. Идрисов поступил в Тарасовский техникум (в то время СПТУ-87). Получив диплом младшего ветеринарного фельдшера, стал трудиться по специальности в совхозе «Степной».
— А потом – срочная служба в армии, – вспоминает Сафар. – Полгода в Тамбовском учебном центре и – во Владикавказ. Домой вернулся в 1993-м. В это перестроечное время всем было непросто. Особенно с трудоустройством. Сидеть сложа руки не привык, поэтому брался за любую работу: шабашил на стройках и даже пас коров.
В конце 90-х родители вернулись на родину, где глава семьи сам подобрал для сына невесту.
— Отец был очень мудрым человеком, – говорит Сафар. – Он всегда говорил нам: «Это ваша жизнь. Как и с кем её прожить – ваш выбор. Найдёте себе жену по сердцу, мы вас поддержим, сыграем свадьбу». Однако, когда он познакомил меня с Лизой, противиться не стал. И вот мы вместе живём счастливо уже почти 26 лет.
У супругов двое детей. Старшему – Мамеду – 24 года. Он трудится водителем вахтовым методом, вместе с отцом. Они заняты на строительстве трассы М-12 «Москва-Нижний-Новгород-Казань». А младшая – Милана учится в Тарасовской средней школе № 2, ей 11 лет.
Сафар Энвербекович считает, что растить детей — это не просто кормить, одевать, давать профессию. Это ещё и формировать будущее своего народа. Какими бы вы хотели видеть своих детей? Исходя из ответа на этот вопрос и следует их воспитывать. Идрисовы учат своих чад тому же, чему когда-то учили их: почитанию старших, гордости за свой род, уважению не только своей, но и других религий, терпению. В кавказских семьях на отце — огромная ответственность. Он — идеал. Воспитывает личным примером.
Все, кто знает Сафара Идрисова, говорят о нём с глубоким уважением. Он – человек слова и дела. Двери в его дом всегда открыты, ведь кавказское гостеприимство – это закон. Большие праздники семья всегда отмечает вместе. Пять братьев Сафара живут в Тарасовском и часто в мусульманские праздники собираются за одним столом.
— У каждого человека есть такие даты, которые для него особенные, – говорит Идрисов. – Для меня это, конечно, месяц Рамадан, когда мы держим Уразу (пост). Среди государственных российских праздников – День Победы – 9 мая. Уверен, что для многих этот день — священный. А ещё день рождения мамы.
Чичек Магомедовна Идрисова – мама Сафара Энвербековича – не просто мать-героиня, достойно воспитавшая семерых сыновей и двух дочерей, она – заслуженный учитель Российской Федерации. Более пятидесяти лет закладывает азы знаний ученикам начальных классов. И сейчас сильная и мудрая женщина «в строю», преподаёт в одной из школ Дагестана. Идрисовы на Родине бывают часто. Живописные горы и равнины, дорогие сердцу места буквально тянут в Рутул. Сейчас Сафар вместе с семьёй вновь гостит у матери. Проходя по улочкам, где прошло его детство, мужчина то и дело останавливается, чтобы поздороваться и пообщаться со знакомыми.
Идрисов очень интересный собеседник. Чтобы собрать информацию для этой статьи, мы с ним долго общались по телефону. В ходе беседы он то и дело приносил извинения за то, что приходится прерывать разговор. В это время я слышала в трубке рутульскую речь.
— В Киче практически все друг другу родня, – объясняет он. – У нас не принято просто поприветствовать и пройти мимо. Это неуважение. Мы должны обязательно спросить, как здоровье, и выслушать собеседника.
Интересно, что равно, как и к своим национальным и религиозным традициям, так и к христианским, Идрисов относится с глубоким почтением. Например, в Рождество Христово тарасовская ребятня без опаски приходит в его дом. Детей тут не обидят, а как того требует традиция, угостят сладостями.
— Я считаю, что уважая свою веру, нужно так же относиться к другой религии, – говорит Сафар. – Все мы в трудный момент обращаемся к Всевышнему, только называем его по-разному. Мусульмане просят защиты у Аллаха, православные – у Иисуса. Вера передаётся из поколения в поколение, и это заслуживает уважения и почитания.
— Знаю, что в Дагестане живут люди разных народностей. Мирно ли они сосуществуют или бывают конфликты? – спрашиваю у собеседника.
— Некоторые считают, что горцы – это враждебный народ и здесь постоянно идут войны, – отвечает Сафар. – Это в корне неверно. Нельзя судить обо всём народе по одному человеку. Ведь недостойные люди есть среди представителей любой национальности. После почти 40 лет проживания в Ростовской области я, например, в шутку называю себя горно-донским казаком.
— В Дагестане сейчас тихо и спокойно, – продолжает Идрисов. — Все доброжелательно относятся друг к другу. Туристы без опаски приезжают сюда, чтобы полюбоваться местными красотами и, уверен, уезжают домой с приятными эмоциями и массой впечатлений. Вот на днях был немного удивлён, увидев здесь группу российских туристов. Дело в том, что наше село очень тихое и находится на самой границе с Азербайджаном. Приезжие здесь – редкость. В основном все предпочитают бывать в крупных городах, например, в величественном Дербенте.
Общаясь с представителем коренного народа Дагестана, не могла не поинтересоваться особенностями их кухни.
— Преобладают, конечно же, мясные, молочные и мучные, – говорит Сафар. — Блюда рутульцев достаточно сложны в приготовлении. Требуются определенные умения и навыки. Поэтому девочек уже с малых лет обучают этому мастерству. Все секреты и технологии приготовления блюд передаются от поколения к поколению. Основой питания, конечно же, является хлеб, без него не обходится ни одно застолье. Способов выпечки хлеба у нас множество, однако самым вкусным считается из специальной печи (хьарада).
Дома мы любим галушки на баранине, даргинский слоёный, аварский пышный, кумыкский тонкий, лакский в форме ушка – хинкал. А ещё супруга готовит вкуснейшие национальные пироги «Чуду» с разными начинками.
Справка. Коренными малочисленными народами Республики Дагестан Госсоветом Дагестана в 2000 году официально установлены только 14 народов: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасараны, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, чеченцы-аккинцы. На деле же их более 30.