Засуха 2024 года отразилась не только на растениеводстве. Ощутили на себе последствия природного катаклизма и животноводы. Снизились объемы молока, скот на откорме за лето недобрал вес, взлетела цена на сено.
Природный фактор неблагоприятно сыграл и на стоимости потребительской корзины. Наиболее ярко это отразилось в ценах на сливочное масло — за год более чем на 20 процентов. Ведь выросла себестоимость производства молока и подорожало топливо.
- Подорожало не только сено и удои снизились. Растут в цене электроэнергия, бензин, запчасти для ремонта оборудования перерабатывающих производств, упаковка, сказывается кадровый дефицит, — говорит Олег Андриенко, директор ОАО «Тарасовский маслозавод». — Чтобы произвести килограмм сливочного масла, нужно 23 литра молока. Если к его средней стоимости сегодня в 32 рубля за литр прибавить расходы на транспорт, то сумма вырастает до 45 рублей. Таким образом 23 литра сырья выходят в 1035 рублей. А ведь его еще предстоит переработать, заплатить зарплату рабочим, налоги. Какая-то часть из этого молока после переработки станет обратом и, впоследствии, творогом, снизив себестоимость килограмма масла. И в итоге производство масла обходится не менее 850 рублей за килограмм.
В прошлом году не было цены на молоко. Например, в апреле мы давали до 24 руб. за литр, в то время как по Ростовской области цена уже падала до 18 рублей. В итоге мы закончили 2023 год с убытком в 2 млн рублей. Теперь ситуация противоположная — молоко стало очень востребовано производителями, выросла конкуренция за молокосдатчика. Предлагаем базовую цену 28 рублей за литр. А в зависимости от качества молока она колеблется до 34 рублей.
Сегодняшний день
Если говорить о ситуации на рынке в целом, то для Тарасовского маслозавода существенных изменений за последний год не произошло. Предприятие работает, как и раньше. Основным потребителем молочной продукции остаются школы и детские сады района. Потерянные в позапрошлом году связи с крупным покупателем в Каменском районе восстановить не удалось из-за большой конкуренции в тендерах. - Испытываем кадровый голод, — продолжает Олег Евгеньевич. — Нет молодежи. Но, к счастью, у нас пока работают опытные и ответственные люди, на которых можно положиться в выполнении производственных задач. Кроме того, еще раз не без гордости отмечу, что продукция Тарасовского маслозавода отличается высоким качеством, соответствуя государственным стандартам. Таким образом наша продукция — вне конкуренции.
Про молокосдатчиков
Если в 2018 году мы работали с 450 сдатчиками и собирали до 15 тонн в сутки, то в 2020-м — 13. А в 2024-м у нас 202 молокосдатчика и пиковый сбор молока составил 10 тонн. Это, кстати, для предприятия — порог окупаемости. Тут сказывается и высокая конкуренция с другими покупателями молока, и нелегкая экономическая ситуация на рынке кормов, затрат на производство. Для кого-то проще стало избавиться от коровы на своем подворье, посчитав рентабельность этой деятельности для себя низкой. По возможности стараемся наладить контакты, убедить людей сохранить деловые связи с Тарасовским маслозаводом. Некоторым из крупных молокосдатчиков мы даже предоставили в пользование охладительные установки, чтобы они могли без проблем сохранить большой объем молока до приезда нашей машины.
Про ассортимент
Тарасовский маслозавод, как и раньше, продолжает производить питьевое пастеризованное молоко, кефир, сливочное масло, йогурт, творог, ряженку. Вся продукция готовится по старым рецептам и востребована у потребителя. Могла бы достойно представлять наш район и за его пределами. Но, увы, пока нет кадров, чтобы возить тарасовскую «молочку» на дальние расстояния на реализацию.