На одиннадцатом заседании Законодательного Собрания Ростовской области в рамках «Правительственного часа» обсуждались актуальные проблемы и перспективы развития системы донского образования.
С докладом по теме выступила министр общего и профессионального образования Ростовской области Тамара Шевченко.
Согласно представленной информации, донская система образования входит в пятерку крупнейших в стране. Она включает 1314 детских садов, 1140 школ, 331 учреждение дополнительного образования и 127 учреждений среднего профессионального образования (СПО).
В 2024 году завершается пятилетка национальных проектов, благодаря которой были построены, отремонтированы и оснащены технологичным оборудованием учреждения образования. Следующий этап нацпроектов начинается в 2025 году.
Для подготовки к участию в нем проведен мониторинг состояния региональной системы образования. По результатам анализа выявлены 4 основных направления работы: развитие инфраструктуры, содержание существующей сети учреждений образования, материально-техническое оснащение процесса образования и кадровая обеспеченность.
Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО подчеркнул, что тема развития системы образования актуальна для всей страны. На Дону эта сфера находится в числе приоритетных.
— Сегодня каждый четвертый рубль областного бюджета идет на систему образования, — подчеркнул Александр ИЩЕНКО. — Сейчас мы вместе с Губернатором, Правительством области обсуждаем основы бюджетной политики на следующую трехлетку. Прежде всего на 2025 год. И очевидно, что нам необходимо так спроектировать бюджетные расходы, чтобы они в наибольшей степени решали задачи именно развития системы образования. Это и вопросы капитального ремонта, и вопросы модернизации существующих школ и учреждений дополнительного образования. Это вопросы методики преподавания и заработных плат педагогов. То есть это целый комплекс задач, которые мы сегодня обсуждаем в преддверии принятия областного бюджета на ближайшую трехлетку.
По словам спикера донского парламента к приоритетным задачам в сфере развития образования сегодня относится доступность для граждан школ и детских садов в надлежащем состоянии, оснащенных в соответствии с современными требованиями.
— Из областного бюджета за три года выделены средства на ремонт 144 школ. Из них 86 школ уже капитально отремонтированы, а до конца года завершат работы еще на 20 объектах, — рассказал Александр ИЩЕНКО. — Но нам нужно не только ремонтировать школы, но и, конечно же, необходимо строить новые, там, где это необходимо, где есть потребность в большем количестве школьных мест.
При этом, как подчеркнул спикер донского парламента, важная задача для органов власти, помимо качественного ремонта и новых зданий, – обеспечить комфортные условия, в которых будет учиться ребенок.
— Комплексная задача для всех органов власти, которые причастны к системе образования, обеспечить гармоничное сочетание разных факторов развития наших школ, детских садов и других образовательных учреждений, — сказал Александр ИЩЕНКО.
Еще одной ключевой задачей, по его словам, является кадровая обеспеченность сферы образования.
— Здесь речь идет не только о заполнении преподавательских вакансий, но и о грамотном распределении нагрузки среди учителей в образовательных организациях. Год от года меняется демографическое соотношение между учениками младших классов и старшеклассниками, и, безусловно, это требует изменений в системе образования, — пояснил Александр ИЩЕНКО. -Эти задачи находятся в центре внимания, прежде всего, профильного министерства, но и депутаты Законодательного Собрания работают в этом направлении, исходя из той информации, которую получают в своих избирательных округах.
Заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по образованию Светлана МАНАНКИНА, выступая по теме «Правительственного часа» от фракции «Единая Россия» в донском парламенте отметила, что с учетом демографических вызовов планы по развитию донской системы образования должны выйти за рамки привычного трехлетнего бюджетного цикла. По словам вице-спикера донского парламента, необходимо определить стратегию, как минимум – на среднесрочный период до 2030 года, а по возможности и на долгосрочный период до 2036 года.
— Для региональной системы образования тренды сокращения численности детей дошкольного и школьного возраста и увеличения количества молодых людей студенческого возраста – это не только серьезные риски, но и новые возможности для реализации которых необходима стратегия развития донского образования на период до 2030 и в перспективе – до 2036 года на основе кластерного подхода, — подчеркнула Светлана МАНАНКИНА. — Кластеризация объектов общего и дополнительного образования позволит нивелировать негативные последствия сокращения числа учеников в возрасте до 16 лет. Помимо этого, такой подход позволит достичь оптимального баланса в соотношении числа педагогов и руководящих работников школ.
— Учитывая, что меняется структура обучающихся, структура преподавателей, разная потребность есть в городах, разная потребность и в сельских территориях. Но совершенно точно, что к проблеме нужно подходить избирательно и очень творчески. Дело в том, что нужно думать не только о том периоде, когда мы будем падать с точки зрения демографии. Нужно обязательно иметь ввиду то, что мы всё равно будем расти. И к этому нужно двигаться. Эта задача поставлена Президентом нашей страны на уровне государства, поэтому всё должно быть предусмотрено, — прокомментировал Губернатор Ростовской области Василий ГОЛУБЕВ.
Кроме того, вице-спикер донского парламента Светлана МАНАНКИНА сообщила о необходимости масштабирования практики установки модульных быстровозводимых зданий для объектов образования. Прежде всего, в сельских территориях, где проблемы демографии усугубляются устойчивым миграционным оттоком.
— На базе Региональной корпорации развития с привлечением местных производителей могут быть разработаны типовые дизайн-проекты таких модульных зданий, — сказала Светлана МАНАНКИНА. — К примеру, сегодня 450 донских школ не имеет актовых залов. Это вполне может модульная пристройка. Более 70 школ не имеют спортивных залов – тоже решение вполне посильное модульным зданиям.
Также Светлана МАНАНКИНА обозначила проблему оттока молодых кадров в другие регионы. По мнению депутата, межрегиональная конкуренция за квалифицированные кадры будет только нарастать и, чтобы выиграть в этой гонке, необходимо поступательно увеличивать контрольные цифры приема как в СПО, так и в вузах. При этом объем и структура бюджетных мест должны соответствовать кадровой потребности региона.
Для преодоления дефицита кадров непосредственно в сфере образования, по словам Светланы МАНАНКИНОЙ, важно продолжить работу по совершенствованию системы оплаты труда в образовании, в том числе – установить размер оклада учителя не ниже МРОТ, предусмотреть педагогам гарантированную доплату за работу наставниками и методистами, увеличить до 10 тысяч рублей выплаты за классное руководство в школах городов с населением свыше 100 тысяч.
— Депутаты фракции «Единая Россия» сделают все возможное, чтобы вместе с Губернатором Ростовской области, региональным Правительством конвертировать современные вызовы в новые возможности для дальнейшего развития донской системы образования, — подчеркнула Светлана МАНАНКИНА.
Подводя итоги «Правительственного часа» спикер донского парламента Александр ИЩЕНКО отметил, что региональное министерство образования ведет очень продуманную и корректную политику включающую, как сохранение действующих образовательных учреждений по месту жительства школьников, так и развитие существующей сети учреждений образования.
В.В. Савеленко, управление по информационной политике,