Татьяну Васильевну Омарову из Мартыновки знает весь Тарасовский район. Eе литературные опыты в виде рассказов и повестей публиковались не раз на страницах «Родной стороны» и полюбились многим читателям. О творческом пути нашей талантливой землячки мы и решили с ней поговорить.
— Работала всю жизнь учителем истории в школе и мне постоянно по долгу службы приходилось что-то писать, оформлять, — рассказывает Т.В. Омарова. — Навыки и знания о писательском ремесле получила еще в годы учебы на литературном факультете в Таганрогском пединституте. Литфак дал хорошую базу, научив грамотно излагать мысли, мастерски применять обороты речи на письме. В совокупности с характером и темпераментом пишущего человека эти умения рождают его неповторимый стиль. А историком стала, закончив Ростовский университет. Уже когда вернулась в Тарасовский район и стала работать учителем в Мартыновской школе, впервые серьезно опробовала свое перо в написании летописи этого учебного учреждения. Получилась полноценная книга, отразившая на своих страницах судьбы людей, оставивших след в жизни нашей школы. Наряду с фактами в книге, конечно, присутствовал и художественный вымысел. Но лишь отчасти. Без этого не бывает.
В зрелые годы пережила смерть близкого человека, и это было для меня настолько сильным потрясением, что пришло четкое осознание бренности бытия. Передо мной встал вопрос: «А какой след я оставлю на этой Земле?». Это подвигло взяться за составление родословной, генеалогического древа семьи, пока еще живы воспоминания. Мой дед по матери, Иван Викторович Кулаков, был казаком, основателем хутора Липовка. Хорошо помню, как в детстве мы гостили у него на каникулах. Однажды он рассказал моему отцу свою историю женитьбы на цыганской девушке, и я ее хорошо запомнила. Из этих воспоминаний родился рассказ «Иулита», опубликованный ранее в районной газете.
О жизни нашей семьи много рассказывала и бабушка. Eё муж участвовал в первом съезде казаков в Каменске, был председателем сельсовета. В 30-е годы попал под репрессивную машину и исчез с концами в жерновах истории. Бабушка осталась с пятью детьми на руках. Как они пережили это время, я описала в повести «Веточка моя красноталовая». И хотя в литературе всегда присутствует немало художественного вымысла, но законы жанра требуют от писателя строить фабулу произведения на действительности. Поэтому во время работы над «Веточкой», сидела в архивах, собирала фактологическую информацию, чтобы не писать голословно.
Потом была «Лебединая верность». Написать её побудила история необыкновенной любви между двумя знакомыми мне людьми, восхищавшая окружающих своей чистотой и силой.
Со своим папой Василием Григорьевичем Шишкаловым я была даже ближе, чем с мамой. Он многому меня научил, как литератор и журналист. Ведь, как и я, в свое время, он закончил литературный факультет, писал стихи, работал в тарасовской «районке». Из его интересных рассказов сложились мои «Записки старого корреспондента».
После первых же публикаций меня стали осаждать читатели с просьбами продолжать писать. Живые отклики вдохновили взяться за повесть «Уроки жизни». Там речь шла о непростой судьбе мужчины, который остался с ребенком после внезапной смерти молодой жены.
Со временем материала поднакопилось и по настоянию мужа издала книжку. Малюсенький тираж — в 300 экземпляров -моментально разлетелся по библиотекам друзей и знакомых. Не ставя целью заработать на этом ремесле, пишу, скорей, по велению души. Творческий зуд мешает спать по ночам. Как-то, оказавшись в больнице, заполнила свою бессонницу написанием рассказа. Утром прочитала его своим соседкам по палате. Одна из этих женщин оказалась действительным членом Союза писателей России. Она высоко оценила мои творения и рекомендовала не бросать ремесло.
Как рождаются рассказы, повести? Из наблюдений за жизнью. Где-то что-то увидел, узнал, потом развил в воображении заинтересовавшую тебя историю до полноценной фабулы и изложил в художественном стиле. Никогда не бросаюсь писать сразу. Вначале досконально обдумываю план написания, детали и лишь после того, как увижу произведение целиком в воображении, берусь за ручку. На бумаге скелет идеи обрастает мясом речевых оборотов, метафорами, художественным вымыслом. Кстати, работаю именно от руки. На клавиатуре не печатаю, хотя и умею.
В настоящее время я на пенсии. Живу довольно замкнуто и посвящаю себя полностью уходу за садом и цветами. Меня вдохновляет спокойное, меланхоличное состояние. Располагаю большой библиотекой из более чем 1000 книг. Очень люблю читать произведения Шукшина, Абрамова, Астафьева, Белова. Они не только дают пищу для размышлений и эмоциональную зарядку, но и являются для меня своего рода учебными пособиями. Мастерство этих авторов беру за эталон деревенской прозы.
Я начала писать довольно поздно — в 60 лет и не стремлюсь к славе.
«Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена».
Эта пронзительная цитата из стихотворения Ивана Бунина «Слово» стала для меня девизом в моей деятельности и дальнейшей жизни. Ведь, действительно, всё исчезает со временем с лица Земли, а слово остается. Я хочу, чтобы мои потомки знали и помнили историю своих корней.
***
«…как же я устала. Она и не замечала, как присела на кромку высокого берега, а затем легла на землю и усталость, смешанная с дремотой, охватили все ее существо. Eй показалось, что прошлогодний камыш шепчет ей, что все было в мире. Было как и прежде, как и до войны. И был лес, и шорох камыша, и янтарные слезы сосен. И была река, и омуты ее, и броды. И было поле, и запах его, и ветер, и ковыль сединой сверкал, и кувшинки горели золотом, и папоротник все так же обещал кому-то свой цветок, и во всем была вечность, и во всем была любовь, и во всем было ожидание в одинокой молодой женщине, лежавшей на земле возле речки, и ожидание в полных грусти глазах, обращенных к небу. Было ожидание в ритме сердца, в движении горла, сглатывавшего слезы вместе с молитвой, и молитва была простой, как и все вокруг. О том, чтобы от огромной любви мира ей откололи маленький кусочек. И несла бы она этот кусочек, крепко зажав в кулачке, и хранила бы его на груди, и берегла бы его, как зеницу ока. А на землю опустилась ночь, и в сиянии луны женщина увидела обещание, и надежда свернулась уютным клубочком в душе».
«Веточка моя красноталовая», Т.В. Омарова, 2014 год.
«Иван вышел во двор, посмотрел на веселящийся народ и услышал какую-то незнакомую мелодию, звон гитары, доносившейся во дворе. Обходя танцующих, хохочущих, потных и красных людей, он вышел за ворота, глянул туда, откуда неслась песня, и остолбенел. Прямо перед двором, образовав большой круг, цыгане громко пели свою песню. Старый цыган, ловко перебирая пальцами струны звонкой гитары, вёл красивую мелодию. А в кругу танцевала тоненькая грациозная девушка лет шестнадцати».
«Иулита», Т.В. Омарова, 2007 год.
***
фото: Т.В. Омарова: «Пишу по велению души».;Книга «Лебединая верность» написана автором под впечатлением живой истории любви, происходившей на ее глазах;