Педагог-психолог советует
Современные подростки очень нестабильны и индивидуальны. Ктото выплескивает свой негатив сразу, устраивая скандалы, громко рыдая и высказывая своё возмущение, другие копят его в себе. Такие ребята похожи на бомбу замедленного действия и взрываются, когда напряжение достигает предела.
Некоторые пытаются уйти от решения проблем с помощью тех вещей, которые «расслабляют мозг» — курят, употребляют алкоголь и легкие наркотики, уходят из дома, привлекают к себе внимание, то есть проявляют девиантное поведение. Об этом рассказала педагог-психолог Тарасовского реабилитационного центра Наталья Анатольевна ФЁДОРОВА:
— Для начала раскроем суть понятия «девиантное поведение». Это поведение, представляющее собой отклонение от культурных и социальных норм.
К особенности подростков с девиантным поведением можно отнести прежде всего отсутствие опыта нравственного поведения. Другими словами, если у ребёнка нет положительного примера, как правило в лице родителей, то он и не будет видеть чёткой грани между «хорошо» и «плохо». В другом случае, некая особенность подростков — жить не по правилам своих родителей. Своего рода знак протеста, желание вырваться из тех запретов и ограничений, которые ставит семья.
Eщё одна особенность -неверное понимание социальных ценностей. Часто подростки вырисовывают перед собой лидера или антигероя, которому стремятся подражать. В таких случаях все доводы родителей, учителей, педагогов ставятся в протест.
В подростковой среде растет агрессивность. Причин этому много. Но на первое место я бы все-таки поставила взаимоотношения в семье. Не секрет, что многим родителям некогда заниматься воспитанием своих чад. Они заботятся прежде всего о материальном благополучии. Домой приходят усталыми — не до детей. Тогда подростки уходят в соцсети, сидят в телефонах, за компьютерными играми. И эта виртуальная реальность переносится в жизнь, вызывает агрессию и абсолютное безразличие к другим.
Яркое проявление особенности детей с девиантным поведением — неадекватно завышенная или заниженная самооценка. Свою социальную роль нужно чем-то замещать. Например, слабый в физическом плане ребёнок будет стараться это замещать успехами в учёбе. Eсли подросток низко мотивирован в плане обучения, зачастую реализует себя в мнимой смелости, агрессии и тому подобное.
Чтобы не допустить отклонения в поведении, прежде всего нужно добиться полного доверия между ребёнком и родителями. Для этого можно ввести семейные традиции. К примеру, вечером, когда вся семья собирается дома, мама и папа рассказывают друг другу о том, как прошёл их день, делятся какими-то событиями. А потом спрашивают об этом ребёнка. То есть, на собственном примере продемонстрировав модель поведения, вовлечь в беседу сына или дочь. Таким образом постепенно между ними начнут складываться доверительные отношения.
На какие же «красные флажки» нужно, в первую очередь, обращать принципиальное внимание для профилактики негативных явлений?
Тревожный звонок — глубокое и резкое, в течение нескольких дней или месяцев, изменение в поведении, вплоть до явных признаков серьёзной деформации личности: сильное замыкание в себе или, наоборот, неожиданное повышение агрессивности, потеря интереса ко всему, что не входит в круг предельно сжатого сознания, неряшливость и другие. Ну и наконец, откровенные приготовления к выплескиванию своей обиды, мести: открытые угрозы, бредовые идеи, соответствующие посты в соцсетях. Тем самым человек кричит всем: мне плохо, помогите мне, остановите меня, я сам уже не смогу остановиться.
В этих случаях уже необходима помощь психолога. Самостоятельно справиться с проблемой вряд ли получится.
Что делать, чтобы дети не встали на криминальный путь? Как это ни банально звучит, но необходима профилактика, совместная работа семьи, школы, учреждений допобразования, комиссии по делам несовершеннолетних. Я считаю, формирование правосознания надо начинать в детском саду, в раннем возрасте объяснять, что хорошо, а что плохо, выявлять отклонение от общепринятых норм.
***
фото: Занятие с ребятами из реабилитационного центра проводит педагог-психолог Н.А. Фёдорова