Сегодня, в рамках проекта, наш рассказ о представителях чеченского народа, проживающих на тарасовской земле. Многие из них известны жителям района как умелые строители и скотоводы. Эти древние занятия занимают в чеченской культуре большое место, и где бы ни жил чеченец, он помнит о культуре предков и старается всячески ее придерживаться.
А надо сказать, что корень традиций лежит в незыблемых семейных ценностях. Именно они формируют человека и указывают ему жизненный путь. Но кто лучше женщины расскажет об этом? Мужчины-чеченцы заняты добыванием средств для существования своей семьи, и с утра до вечера их дома не бывает. Кстати, по этой причине в чеченской культуре мужчину даже нередко называют гостем. Об этом мне рассказала Светлана Ахьядовна Хусанова, приехавшая жить и работать в Тарасовский район почти 40 лет назад с мужем Баудином Салмановичем.
— Мои родители жили в Тарасовском районе с 70-х годов прошлого века, — вспоминает Светлана. — Чабановали в колхозе, пасли овец. Это среди мусульман считается уважаемым занятием. Во-первых, потому что нужно много сил и терпения для сохранения стада в здравии и порядке. Ведь животные — не люди, слов не понимают, могут куда-нибудь залезть, нашкодить. И пастух должен оставаться спокойным, чтобы не бить животных. Чабан в любую погоду обязан очень рано встать, чтобы выгнать скотину на пастбище. Даже если сам себя чувствует неважно, он должен отвечать за здоровье и привес овечек и коров. В советское время особенно строго хозяин-государство спрашивало с чабанов за состояние вверенного им стада, поэтому чеченцам, среди которых скотоводство является традиционным занятием, в колхозах чаще всего доверяли это непростое дело, и они справлялись с возложенными обязанностями на совесть. Чтобы понять значимость профессии чабана для чеченца, добавлю, что в нашей культуре наличие животных во дворе считается благословением Всевышнего. Это значит, что Он благоволит к тем, кто держит скотину. Наличие кур, овец символизирует достаток и благополучие, любовь и заботу со стороны Бога к хозяевам этого дома. В принципе, любое событие, вещи, встречи, присутствующие в жизни человека, у нас принято рассматривать с этой точки зрения. В священных писаниях любой из мировых религий есть ответы на все жизненные вопросы, подсказки, как жить земную жизнь достойно, чтобы быть под покровительством Всевышнего. И эта мудрость сохраняется и передается из поколения в поколение в чеченских семьях. Поэтому сегодня в тарасовской диаспоре представителей нашего народа молодые люди наравне с убеленными сединами мужчинами собираются на коллективную молитву у кого-нибудь в доме, общаются на религиозные темы, не поддаваясь модным современным веяниям, не уходят от старой веры предков, уважая родительские устои.
Баран по Корану — это чистое животное. И вот почему. Он кушает травку очень тщательно, не оставляя после себя ничего. Это как человек, который с уважением к дару пищи Свыше вытирает свою тарелку кусочком хлеба и потом съедает его. Нельзя выкинуть ни крошки! Даже когда мы переехали жить в Тарасовский и у нас еще не было во дворе своей птицы, то некоторое время я относила объедки к соседям, тем, кто держал хозяйство. Потому что выкинуть еду просто так — грех, неуважение к Богу. Потом, конечно, когда мы завели несколько барашков, проблема исчезла. Даже муравьи если съедят остатки нашей пищи, то это значит, что она не пропадает даром. Почему я так подробно об этом говорю? Чтобы вы поняли, что для чеченца религиозные каноны имеют практическое применение и подтверждение в реальной жизни. Мировоззрение и традиции (адаты) складывались под влиянием законов окружающего горцев мира природы, которая является священным местом, куда Бог поместил человека на Земле. И перед всяким делом чеченец попросит у Всевышнего благословения короткой молитвой. Хоть перед выгоном скотины из кашары на пастбище, хоть перед тем, как замесить тесто для лепешек.
Мы с мужем Баудином (в миру Борис) тоже начинали работать в колхозе «Заветы Ильича» в х. Россошь. Я нередко помогала на ферме, но большую часть времени уделяла, конечно, своей семье. У нас выросли три дочери и два сына. Уже нянчим внуков. Их у нас восемь. Когда рождается первый мальчик, то по традиции его родителям близкие дарят живого барашка, как символ божественной силы Жизни. В итоге у нас во дворе опять набралось небольшое стадо. Хотя, честно говоря, за годы работы мы с Борей немного устали и заводить хозяйство уже не планировали.
В чеченском обществе важное значение занимает такое понятие, как честь семьи, рода. Поэтому одной из главных обязанностей родителей и вообще старших является воспитание подрастающего поколения в соответствии с традициями. Прежде всего это сохранение семейного этикета и уважение к гостям. Для чеченца гость является посланником Небес!
Как опытная мать и уже бабушка, скажу, что современные дети требуют гораздо больших усилий по воспитанию, нежели мое поколение. Их внимание постоянно отвлекают гаджеты, телевизор, поэтому иной раз приходится повышать голос, чтобы доходчиво объяснить, как следует делать то или иное дело. Я не говорю о каких-то великих деяниях, надо начинать с элементарного поведения в быту, и это требует поучений и наставлений. Лучше всего учить личным примером. Ведь ребенок может слушать, но не слышать. А вот когда приведешь его за руку и сам покажешь, что и как делается, то он уяснит правила быстрее. Например, заставляю внучек — будущих хозяек — наводить порядок в шифоньере на полках. Уложат вещи криво — я их вытащу на пол и будут все переделывать, пока не станет ровно и аккуратно. Но прежде я сама им покажу, как надо. Ни школа, ни улица так не влияют на воспитание человека, как семья. Наш дед Баудин тоже постоянно уделяет внимание внукам, отвлекая от пустого времяпрепровождения со смартфонами в руках. Берет малышей себе в помощники, они смотрят, пытаются помочь, учатся, например, пользоваться различными бытовыми инструментами. Кстати, по нашей национальной традиции каждый чеченский мужчина должен уметь своими руками построить дом. Буквально. Как нам говорили наши родители: вы молодые, полны сил, поэтому работайте, не бездельничайте. А от хорошей работы будет здоровый крепкий сон и спокойные нервы.
Еще я своих внуков постоянно приучаю к бережному отношению к свету и воде. Ведь без этих первоэлементов на Земле невозможна жизнь. То, чему меня учила моя мама, я теперь передаю своим отпрыскам. Мать — это всё. Отец считается гостем, в том смысле, что он постоянно в делах, дома показывается редко. А вот мать вмещает в себе для детей, а следовательно, для будущих поколений всего рода, знания о мире, о том, как следует жить. Так вот нам мама говорила: «Вода — это святое. Потому что без воды вы не сможете прожить даже несколько дней». Нельзя даже лишнюю кружку воды вылить без дела. Это сегодня умываются или стирают не экономя, не закрывая кран. И свет — такая же основа нашей жизни и требует к себе уважения. Электрический ведь тоже появился благодаря солнечному. И его тоже надо экономить. Объясняю внукам, что в случае отключения электроэнергии мы лишимся многих благ в быту. Рассказываю детворе, что каждый муравей, муха или цветок тоже имеют право на жизнь на этом свете и их нельзя убивать или рвать просто ради забавы. Об этом же мне когда-то говорили и мои родители, а им — их отцы и матери. Так и тянется у нас цепочка из поколения в поколение. Даже если ругаем своих детей, то это делается ради их блага. Родители никогда не скажут своим детям что-то плохое. Поэтому основа воспитания состоит в личном примере и объяснениях.
У нас считается, что один ребенок в семье — это почти бездетные родители. Чем детей больше, тем богаче и крепче род. В этом и немалая польза для всего общества. Потому что в большой семье все учатся взаимодействовать, выстраивать, как сейчас принято говорить, социальные связи. На выходе во взрослую жизнь человек уже знает, как следует относиться к себе, к старшим, к ближним, к соседям. Если же человеку в жизни не повезло создать семью или он по каким-то причинам ее потерял, то все равно большой круг родни не бросит его на произвол судьбы, всегда окружит заботой и вниманием.
Влияние древних традиций для нас остается неизменным. В них мы черпаем силу.