В Районе

«Птичка» просится в небо, или Есть «Пайперы» в русских селениях

Не перестаешь удивляться широте талантов земляков.

Кто-то у нас гениально вышивает крестиком по старым технологиям и вручную набивает целые ковры живописными сюжетами, кто-то пишет картины маслом, у кого-то из лозы получается великолепная мебель, кому-то подвластны бисер и ткацкий станок, кто-то сочиняет стихи и песни. Немало тех, кто проявляет свои способности и в технических видах творчества: куют розы из металла, отливают из современных материалов садовые скульптуры, заново изобретают велосипед, выпиливая его раму из дерева. Всех этих людей влечет стремление подняться над обыденностью, чтобы испытать ни с чем не сравнимое чувство полета в моменты творческих озарений и радости от достижений задуманного. А совсем недавно я познакомился с человеком, который в буквальном смысле не единожды преодолел земное притяжение за штурвалом боевого самолета и небо навсегда покорило его сердце. И манит до сих пор настолько, что тарасовец Eвгений Голубенко собрал своими руками настоящий самолет! И еще три железные птицы в его мастерской в процессе создания!

— Я когда уволился из ВВС и вернулся жить на свою малую родину, уж больше и не мечтал когда-нибудь летать, — рассказывает Eвгений. — Не до того было -надо было дорабатывать до пенсии, обустраивать дом, воспитывать детей. Но когда очередной МиГ или «сушка» миллеровского авиаполка закладывали над крышей моего дома вираж, сердце тихо ныло. Казалось, что летчики именно мне покачивают крыльями, зная, что я в этот момент на земле стою задрав голову и смотрю на их слаженную работу. В такие минуты наплывали воспоминания лётной молодости в кабине спарки учебного самолета. Как когда-то осваивал азы управления с инструктором, а потом, после 18 часов налета, самостоятельно впервые оторвал от бетона взлетки колеса реактивного самолета Л-29, а на 4-м курсе лётного училища истребителя-перехватчика — Су-15.

Как-то недавно сел в кресло виртуального авиасимулятора в каменском парке «Патриот» и, несмотря на 20-летний перерыв в практике, безошибочно выполнил все действия от взлета до посадки на удивление присутствовавших там работников этого аттракциона.

В 2014 году Eвгений нашел в Омске через интернет и купил с рук первый свой личный самолет по типу американского «Piper Cub». Он был не достроен предыдущим владельцем и пришлось приложить немало сил для доведения летательного аппарата до рабочего состояния.

Знаний и запала для создания своей крылатой машины у бывшего военного летчика хватало. Ведь даже прародители авиации братья Райт, Жуковский, Можайский были такими же неугомонными кустарями. А знаменитый авиаконструктор Яковлев свой первый планер смастерил в возрасте 18 лет, «на коленке». И он летал! Eвгений Голубенко сказал себе: «Чем я хуже?». В помощь были журналы «Моделист-конструктор», форумы единомышленников в интернете, где проверенные опытом и временем схемы и чертежи лежали в открытом доступе. Лишь бери и делай.

— Вообще в моем дипломе написано «Летчик-инженер», -вспоминает Eвгений. — «Летчик минус инженер», как шутили мы на выпускном в училище. Но у меня получился твердый «плюс». С благодарностью вспоминаю школьную учительницу Татьяну Филипповну Олейник, под руководством которой осваивал точную науку физику. Впоследствии мой преподаватель по сопромату в летном училище не раз говорил: «У Вас, курсант Голубенко, фундаментальные знания». Задачки на контрольных щелкал легко, как семечки. К слову, после школы хотел получить именно инженерное образование в Московском авиационном институте, но параллельно подал документы в летное училище, и когда меня там приняли, остановился на нем, тем самым исполнив мечту своего отца стать летчиком.

Но вернемся к самолетостроению. Итак, в распоряжении Eвгения оказались фюзеляж, хвостовое оперение, крылья с подкосами, бензобаки и кое-какие мелочи. Так как фюзеляж полностью не вмещался в гараже, пришлось сначала заняться перестройкой помещения. Самолет был законсервирован в целлофан. Eвгений разобрал крышу и убрал все внутренние стены-перегородки в будущей мастерской. На это он потратил весну и почти все лето, а в августе наконец-то закатил «Пайпер» внутрь. Начал работы с постройки моторамы для установки мотора. По ходу дела возникло много нюансов технического характера и первоначальную задумку приходилось изменять несколько раз. Ведь авиация ошибок не прощает и важно вымерить все с точностью до сотых долей миллиметра, граммов, учесть особенности физических параметров того или иного материала в разных условиях окружающей среды и законов аэродинамики. К примеру, коэффициент линейного расширения алюминия 0,000024. То есть при увеличении температуры на 1 градус Цельсия лист металла длиной 1 метр увеличится на 0,024 мм. И, казалось бы, такая незначительная мелочь напрямую влияет не только на летные характеристики аппарата, но и на безопасность полета.

— К слову, из моих знакомых, таких же увлеченных «авиасамоделкиных», в разное время в результате крушений погибли уже 8 человек, — заостряет внимание на необходимости скрупулезного подхода Eвгений. — Кто-то из-за ошибок в пилотировании, кто-то — из-за просчетов в конструкции своих летательных аппаратов. И это при том, что многие были опытными и технически грамотными людьми.

Из чего строится «Piper Cub»? Не поверите, но большую часть материалов для его изготовления можно купить в обычном магазине стройматериалов. Да-да. Алюминиевые мебельные уголки, болты, заклепки, тросы, краска — все есть в свободном доступе. Двигатель для своей крылатой машины Eвгений взял от автомобиля «Subaru». Сиденье — от «Волги». Колеса подходят от сельхозтехники или обычной садовой тачки. Приборы и электрика — тоже автомобильные. Сын — «айтишник», учась в институте, для своей дипломной работы разработал электронную систему авиагоризонта, которую впоследствии помог отцу установить на его «Piper Cub».

— Работы я не боялся никогда и на ходу осваивал новые для себя навыки, — продолжает Eвгений. -И сваркой работать научился, и заклепки ставить. Для несведущего же человека может показаться, что ничего хитрого там нет — просверлил дырку и шлепнул заклепочником. Но на практике оказывается, что итоговое качество соединения зависит от угла, под которым сверло перед этим прошло сквозь металл, какое усилие прилагалось в момент заклепки и так далее. Нюансов много. Подсказки искал в интернете у более опытных авиаконструкторов. Вообще скажу, что у нас в Ростовской области хорошая школа авиастроения. Общаюсь и дружу с таганрогскими инженерами из КБ им. Бериева. Слеты, фестивали воздухоплавания позволяют познакомиться с интересными людьми, узнать что-то полезное.

Дело шло неспешно. Семейный бюджет на постройку самолета не тратился совершенно. Eвгений собирал металлолом, сдавал, и на эти деньги покупал материалы. Постройка самолета в гараже обходится, по его словам, не дороже тысячи рублей в месяц. Жена, кстати, только рада его увлечению. Ведь супруг всегда дома и успевает что-то сделать еще и по хозяйству. То ворота новые сварит, то навес. Голубенко считает, что посвящать свое свободное время техническому творчеству куда интересней, чем просто пролежать его на диване.

— Вдохновляюсь, когда вижу, как буквально из ничего, из каких-то обрезков и кусочков металла и пластика рождается целый самолет, — говорит Eвгений. — В каждое движение ключа, в каждый мазок лака буквально вкладываю душу. Eдинственной проблемой стало часто меняющееся законодательство в отношении малой авиации. Требования ужесточаются, и я вынужден начинать новые проекты с соответствующими им характеристиками. Потребовался даже отдельный ангар для хранения недостроенных пока самолетов и дельтаплана.

Свой «Piper Cub» Eвгений достроил лишь четыре года спустя после начала проекта. Прокатился недалеко от дома, имитируя взлет, опробовал работоспособность всех механизмов, но над своим домом так пока и не пролетел. Железная птичка просится в небо и ждет своего часа.

Пайпер PA-18 Супер Каб (англ. Piper PA-18 Super Cub) — американский лёгкий двухместный самолет общего назначения. Выпускался компанией Пайпер во многих модификациях с 1949 по 1983 гг., и, после перерыва, в 1988-1994 гг. Серийный выпуск составил более 9000 самолётов. Один из самых массовых и популярных самолётов данного типа.

***
фото: Евгений Голубенко строит самолеты в домашней мастерской;Даже такой маленький фюзеляж будущего самолета потребовал перестройки мастерской;Автомобильный двигатель «Subaru» позволяет лететь с крейсерской скоростью 150 км/час;Железная птица «Piper Cub» готова к вылету

Поделитесь новостью:
Предыдущая запись
Зеленский ездил в Польшу в «золотом вагоне»
Следующая запись
С 10 по 14 апреля на Дону не будут работать телевизоры и радио