В Районе, Край родной - история живая

Одной левой: почему опасно переучивать левшу

13 августа — Международный день левшей. Тема леворуких людей всегда сопровождается множеством мифов и споров. О том, чем же левша отличается от правши и нужно ли эту особенность корректировать, беседуем с педиатром Тарасовской ЦРБ В.В. ЦАПОК:

— Виктор Васильевич, расскажите, пожалуйста, чем ребенок левша отличается от правши?

— До 4-5 лет ничем. Определить ведущую руку точно можно начиная с этого времени. До этого возраста у ребенка происходят волнообразные изменения «рукости», а с двух до четырех-пяти лет руки практически равноценны и одинаково активны, и только к четырем-пяти годам формируется стойкое предпочтение.

Детей, которые предпочитают пользоваться только левой или только правой рукой, называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Eсли ребенок использует преимущественно только одну руку, но умеет выполнять эти-же действия другой, говорят «невыраженный левша», «невыраженный правша». Однако есть дети, которые одинаково хорошо выполняют любые действия и правой, и левой. Их называют амбидекстрами.

— Eсть ли способы точного определения, левша ребенок или правша?

— Да, конечно. Вот некоторые из них: «Переплетение пальцев рук» — предложите ребенку сложить руки в замок. Задание должно выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

«Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

«Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой,- более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.

Также можно попросить ребенка выполнить несложные действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку и так далее. Eсли ребенок выбирает левую руку, при этом его движения легче и точнее, то ведущая рука левая. Может получиться так, что бытовые действия ребенок действительно лучше выполняет левой рукой, а графические — правой или наоборот. Это тоже надо учитывать при выборе руки для письма.

— Стоит-ли переучивать?

— Родителям не рекомендуется переучивать леворукого ребенка. Вместо этого лучше найти правильные методы воспитания, которые помогут решить текущие проблемы. Однако следует подчеркнуть, что и вторично переучивать ребенка нельзя, так как это может привести к еще более серьезным последствиям. Бывают исключения: если ребенка переучили и он-привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе (не имеет опыта систематического письма), то в этом случае сменить руку не поздно. Во всех остальных случаях придется смириться с неважным почерком и прочими последствиями.

— Чем опасно такое вмешательство?

— Переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Часто переученный левша пишет плохо и очень медленно, совершает большое количество ошибок (пропуски, замены, зеркалит буквы), при письме задерживает дыхание, сильно сжимает ручку, держит ее неправильно, линии у него получаются неровными, пропорции букв нарушены. Могут начаться проблемы с чтением.

Самочувствие ребенка также ухудшается: он становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тиком, энурезом, кожными заболеваниями, навязчивыми движениями и прочими нарушениями психики. Ребенок начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость, тревожность. Заметив эти проявления у ребенка (тем более у переученного левши), необходимо обязательно обратиться за советом к врачу-психоневрологу или педиатру.

Также особое внимание следует обратить на это при поступлении ребенка в школу — необходимо создать определенные условия для учебы, как дома, так и в учебном заведении. За партой или столом «леворукий» ученик должен сидеть с левой стороны, чтобы не сталкиваться с правым локтем своего соседа. Домашнее место для занятий следует организовать таким образом, чтобы свет от настольной лампы или из окна падал с правой стороны.

ЭТО ИНТEРEСНО

— Большинство людей на Земле — правши. Это означает, что у них «главное», ведущее левое полушарие головного мозга и правая рука. Правая нога — толчковая, правый глаз — главный при прицеливании. И только 10% жителей планеты — левши, у которых все наоборот.

— В наше время количество левшей постепенно сокращается. Интересно, что в Восточной Eвропе (к которой относится и Россия), в Австралии, Южной и Юго-Восточной Азии леворуких больше, чем в Америке, Африке и Западной Eвропе.

— Среди мужчин левши встречаются чаще.

— Стать левшой человек может вследствие повреждения мозга.

-Леворуких детей больше в парах однояйцевых близнецов и среди недоношенных детей.

— Левшей переучивали не только в СССР, но и во всем мире. Это отразилось даже в языках: «правый» чаще означает правильный, «левый» — плохой, ложный.

— В некоторых культурах недопустимо использовать левую руку для принятия пищи, приветствия. Левша не может быть свидетелем на суде, а у некоторых африканских народов — наследовать трон.

***
фото: Характерные признаки

Поделитесь новостью:
Предыдущая запись
Женщина толкнула под автобус коляску с дочерью-инвалидом
Следующая запись
«Болезнь, протекающая скрытно»: врач рассказал чем опасна подагра