Новости

Игры на доверии

Интервью

На страницах газеты «Родная сторона» неоднократно сообщалось о телефонных и итернет-мошенниках, которые крадут деньги с банковских карт доверчивых граждан. Чаще всего от их противоправных действий страдают пенсионеры, а также представительницы слабого пола. Аферисты изобретают все новые схемы, чтобы усыпить бдительность своих потенциальных жертв.

О том, как не попасться на уловки обманщиков, нашим читателям рассказал заместитель прокурора Тарасовского района Т. М. ХАРЦЫЗОВ.

— Толистан Муратович, насколько высока актуальность проблемы телефонного и кибермошенничества?

— С ростом числа пластиковых карт и увеличением оборота по ним растет и количество попыток проведения мошеннических операций. Злоумышленники пользуются различными методами: пытаются узнать пин-код по телефону или при помощи Интернета, просят отправить смс-сообщение.

Печально, но многие ситуации происходят по невнимательности, беспечности самих граждан. Несмотря на многочисленные предупреждения в средствах массовой информации, обманщики с легкостью могут украсть с банковских карт крупные суммы денег.

— Каковы основные схемы мошеннических действий?

— Широкое распространение получили хищения денежных средств путем злоупотребления доверием с использованием систем дистанционного обслуживания банковских карт. При этом доступ к ним получает не только добросовестный банк-эмитент, но также сомнительные интернет-сервисы, к которым пользователь привязывает карту самостоятельно.

В числе таких недобросовестных сайтов могут быть интернет-магазины одежды или бытовой техники, службы заказа такси и различные другие сервисы. Привлекая пользователя выгодными акциями, заманчивыми скидками или бесплатными услугами, интернет-платформа просит клиента при регистрации обязательно указать номер своей банковской карты и все секретные коды, чего делать категорически нельзя! Привязав банковскую карту к тому или иному сайту, владелец может навсегда попрощаться с накопленными на ней финансовыми средствами. При этом списания клиент даже не заметит.

— А как обстоят дела с телефонным мошенничеством?

— В таких случаях злоумышленники часто представляются сотрудниками государственных ведомств, крупных организаций, известных банков. Например, могут поступать звонки пенсионерам с сообщением о полагающихся выплатах. Но чтобы получить такую, необходимо назвать номер банковской карты и заплатить налог. Конечно же, на другом конце провода в этом случае мошенники.

— Почему же многие граждане попадают под влияние злоумышленников?

— Все дело в методах психологической манипуляции, которые используют злоумышленники. Позвонив человеку, они вгоняют его в состояние стресса. Например, говорят: «Ваши деньги пытаются снять…». Люди нервничают, теряют бдительность, в таком состоянии ими очень легко управлять.

— Но не всегда же кибермошенничество связано с непосредственным общением со злоумышленниками?

— Верно. Например, человек может случайно скачать вредоносное программное обеспечение, которое позволяет мошенникам получить доступ к его устройству: телефону, ноутбуку, любому гаджету.

Преступники рассылают смс-сообщения с определенной ссылкой, переходя по которой устройство заражается вредоносной программой. Мошенники придумывают разнообразные предлоги. Например, пишут: «Ваша карта заблокирована, перейдите по ссылке для ее разблокировки»…

— Расскажите о недавних случаях мошенничеств, которые коснулись жителей нашего района.

— Например, в феврале 2021 года установлен факт совершения мошенничества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий при следующих обстоятельствах. На абонентский номер гражданина Т. поступил телефонный звонок. В разговоре неустановленное лицо представилось представителем ревизионной комиссии Центрального банка, пояснив, что Т. положена компенсация в сумме 450000 рублей и чтобы ее получить, необходимо предоставить номер своего банковского счета и оплатить процедуру оформления документов в сумме 10000 рублей. Далее Т., будучи введенным в заблуждение неустановленным лицом, перевел на банковский счет денежные средства в сумме 10000 рублей. На следующий день, в телефонном разговоре мошенники, представившись представителем ревизионной комиссии Центрального банка, пояснили, что необходимо оплатить еще 38000 рублей за страховку суммы компенсации, после чего уже ведомая жертва преступников тем же способом вновь перевела деньги.

Также в начале марта текущего года в ОМВД России по Тарасовскому району поступило сообщение местного жителя, которому по мобильному телефону сообщили, что неустановленные лица хотят оформить на него кредит. Звонивший убедил жителя района снять деньги в сумме более 300000 рублей и перевести их через банкомат на неизвестный счет. Таким образом, мошенники заполучили все накопления своей жертвы.

По данным фактам возбуждено уголовное дело.

— Какие правила помогут избежать попадания граждан в подобные ситуации?

— Нельзя сообщать персональные данные карты и другую информацию незнакомым телефонным собеседникам, выполнять какие-либо операции по их инструкции. Никогда не вводите пин-код, персональные данные, срок действия банковской карты при заказе товаров и услуг через сомнительные интернет-платформы. Установите лимит для оплаты покупок в Сети. Выбирайте только интернет-сервисы от проверенных организаций.

Eсли вам сообщают о подозрительных операциях, якобы проводимых по вашей банковской карте, повесьте трубку и перезвоните в банк самостоятельно, либо обратитесь в его ближайшее отделение. Eсли злоумышленникам удалось выведать у вас какие-то сведения, незамедлительно сообщите об этом в банк.

Установите на свои компьютеры и смартфоны антивирусные программы и приложения, никогда не переходите по сомнительным ссылкам, не посещайте подозрительные сайты.

И самое главное: обо всех попытках мошенничества немедленно сообщайте в правоохранительные органы!

***
фото:

Поделитесь новостью:
Предыдущая запись
«Она в каталке, сама ходить не может»
Следующая запись
Самая уязвимая группа по смертельному коронавирусу