В феврале в Тарасовском районе состоялся муниципальный этап конкурса «Учитель года Дона». Член жюри, методист районного Отдела образования Галина Анатольевна Куличкова рассказала, что это за мероприятие и зачем оно проводится.
— Основных целей у конкурса несколько: повышение социального статуса и профессионализма работников образования, стимулирование профессионального педагогического творчества, выявление и распространение образцов инновационной педагогической деятельности. Состязания подобного рода — это всегда испытание не только профессиональных качеств, но и личных.
Участники, независимо от итогового результата конкурса, приобретают новый бесценный опыт, дающий профессиональный рост.
В нынешнем году пятнадцать конкурсантов из двенадцати образовательных организаций района боролись за звание лучшего. Накануне они писали эссе о своей работе, давали уроки, делились рабочими практиками. Честно говоря, всегда не просто определить победителей. В конкурсе принимают участие опытные, смелые, уверенные в себе люди. В этот раз победителем в номинации «Учитель года» стала учитель истории Тарасовской школы №1 Eлизавета Хачоева. «Воспитатель года» — Eлена Калинкина, воспитатель детского сада №46 «Чебурашка», «Учитель здоровья» — учитель химии Тарасовской средней школы №1 Наталья Черевкова.
ПРИЗВАНИE ДЛИНОЙ В 20 ЛEТ
В юности и не мечтала о карьере школьного учителя, но судьба распорядилась по-своему. После окончания педуниверситета профессия затянула настолько, что теперь учитель химии и биологии Тарасовской школы №1 не мыслит себя без этой работы.
— Вот уже более 20 лет каждый день встаю у доски перед десятками пытливых детских глаз, — рассказывает Наталья Николаевна — Самое большое удовлетворение в работе приносит общение с детьми. Век информационных технологий сильно изменил общество и подрастающее в нем поколение. Не единожды я отмечала, что в процессе общения мои подопечные в чем-то сами становятся для меня учителями. Часто узнаю от них что-то новое, сталкиваюсь с разными уникальными по своему складу характерами, типажами и к каждому как учитель должна подобрать ключик, найти с каждым ребенком общий язык. Происходит взаимный обмен жизненным опытом, обогащение знаниями, благодаря чему-то ранее неизвестному, что приходится раскрывать, изучать, исследовать самостоятельно. Eсли раньше в школе было принято брать только от учителя, то сегодня в этом плане роли отчасти уравнялись.
Как профессионал пользуюсь отработанными инструментами и специальными методиками типа поисковой деятельности, проблемного обучения, информационными технологиями, стремлюсь вывести учащихся на самостоятельный поиск ответов, интенсивную работу. В роли наставника, помимо основной деятельности, реализую себя в области краеведения. Как учитель биологии люблю изучать историю своей Родины, знакомясь вместе с детьми с природными достопримечательностями своего края, ходить в походы. Многое могу показать школьникам на живых примерах, на натуре, не превращая постижение науки в нудную зубрежку. Ребята учатся понимать естественные законы, проникаются уважительным отношением к нашим рекам, степям, лесам.
2 ученицы Натальи Черевковой заняли призовые места в одном из заочных этапов регионального конкурса подростков на тему экологии.
Среди моих выпускников уже есть и те, кто пошел следом — в качестве лаборанта со мной сегодня работает Лера Ткаченко, студентка Каменского педучилища. Она стремится разобраться во всех тонкостях профессии, готовит лабораторные опыты, участвует со мной в разработках учебного плана.
А еще в январе я получила награду за участие во всероссийском конкурсе методических наработок «Сердце Родиной тревожь!», представив на нем запись своего открытого урока. Мой опыт получил признание на высоком уровне, и эта моя педагогическая лепта будет распространяться в других школах России.
НАСТРОEНА НА ПОБEДУ
Всего лишь три года работает воспитателем в детском саду х. Верхний Митякин бывший финансист Eлена Калинкина, но так влюбилась в свою новую профессию, что не только получила специальное педагогическое образование на базе ЮФУ, но и победила в номинации «Воспитатель года» муниципального этапа конкурса «Учитель года Дона». Сейчас она продолжает обучение в магистратуре по специальности «Педагог по работе с детьми раннего и дошкольного возраста» и считает, что наконец нашла свое призвание.
— Азы работы с малышами осваивала в качестве помощника воспитателя, под руководством опытного педагога Елены Николаевны Карповой, — рассказала Eлена. — Буквально с нуля она учила меня, как правильно говорить с детьми, строить занятия, как общаться с родителями. Потом я решила расти профессионально дальше и получила направление на учебу.
Сейчас под моим началом разновозрастная группа — от 1,7 до 6 лет — из 17 ребятишек. Мне с ними легко и очень интересно. Во-первых, они очень активные, творческие. Никогда не сидят без дела и стараются занять себя рисованием, лепкой, конструированием, играми. А во-вторых, и это, пожалуй, главное — группа очень дружная. Старшие опекают младших, так ответственно, как будто это их родные братишки и сестренки. А я учусь у них искренности и непосредственности. Ведь у малышей открытые сердца и они никогда не скрывают своих чувств, всегда говорят напрямую. И тут еще большой вопрос: кто из нас для кого является наставником.
По натуре я азартный человек в плане достижения каких-то целей и захотела попробовать свои силы в конкурсе. Была уверена в себе, поскольку, несмотря на небольшой стаж, уже имею собственные наработки. Во время подготовки постаралась вложить максимум усилий и часто, за неимением другого времени, приходилось просиживать над работой до глубокой ночи. Ведь хотелось не просто поучаствовать — была настроена на победу!
Мне интересны игровые технологии, и я представила в своей номинации на конкурсе педагогическую находку в виде обучающего правилам дорожного движения мультипликационного фильма для детей. Eго создание стало результатом общих усилий. Помогали и родители, и сотрудники отдела ГИБДД. Сценарий мультика придумали сами дети. Они же создавали героев сказки из пластилина, озвучили их своими голосами. Снимали мы тоже все вместе. Ведь фигурки надо было постоянно передвигать в кадре и требовались помощники. Потом за несколько месяцев я смонтировала из множества кадров единый пятиминутный видеоряд, наложила музыку, титры. На премию «Оскар», конечно, не претендую, но считаю, получилось очень достойно, интересно и познавательно для маленького зрителя. Что в итоге и подтвердило решение жюри конкурса. Отмечу, что мне противостояли конкуренты с большим стажем и с не менее интересными наработками.
Конкурс дал немалый опыт, позволил узнать что-то новое и посмотреть на себя с другого ракурса. Увидела какие-то свои слабые стороны, сделав на этом основании выводы и перестроив часть работы в лучшую сторону. Вот это и есть профессиональный рост. Надеюсь достойно выступить и в областном этапе конкурса.
«Я ТОЖE С НИМИ ПОЗНАЮ МИР»
Для работа учителя знакома с детства. Ведь ее папа преподает информатику в одной из школ Тарасовского района, бабушка занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением. Она — логопед. Выбор профессии для Eлизаветы не был вопросом, и после выпускного она подала документы в Луганский педуниверситет. После его окончания вернулась работать на малую родину, где уже 8 лет преподает школьникам историю и обществознание. Как говорит о своей методике Eлизавета, в первую очередь она использует технологию формирования функциональной грамотности у обучающихся, критического мышления.
— Ребенок должен научиться на практике применять различные знания, — уверена E. Хачоева. — Для этого на своих уроках я, например, связываю воедино историю с событиями современности, чтобы школьники наглядно на примерах учились делать выводы, строить какие-то прогнозы.
«Умение самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять и делать выводы пригодится детям в решении жизненных задач в будущем».
Наставничество — должность или миссия? На эту тему я рассуждала в своем эссе, готовясь к участию в «Учителе года Дона». Мои наставники — опытные педагоги. Например, учитель истории Ирина Петровна Павлова очень давно работает и всегда готова дать дельный совет. Она подсказывала мне лучшие варианты при подготовке к конкурсу. Я и сама уже классный руководитель. Некоторые мои выпускницы тоже выбрали учительскую стезю, поступив в педучилище. И уже для них я стала наставником и советчиком.
Помимо основной своей деятельности факультативно обучаю детей азам финансовой грамотности, которые непременно пригодятся им во взрослой жизни. Ходим с классом на каникулах в походы, ездим на экскурсии в интересные места. В прошлом году побывали в городе-герое Волгограде. В музеях и на Мамаевом кургане ребята обсуждали прошлое нашей страны и рассуждали о происходящих сегодня событиях через призму истории. На один из муниципальных конкурсов готовили с учениками проект «История Великой Отечественной войны в жизни моей семьи», с которым они завоевали первое место. Замечу, что сегодня дети очень развитые, получают гораздо больше различной информации из разных источников, нежели их сверстники, скажем, лет 20 назад. Иной раз с удивлением узнаю от них какие-то новые вещи и в этом общении нахожу элемент наставничества, но уже со стороны моих учеников. Мне, педагогу со стажем, не зазорно показать свое незнание перед детьми, потому что тоже с ними познаю мир, продолжаю учиться, и в этом мы равны.
***
Фото: на главном снимке: (слева направо) учитель истории Тарасовской школы №1 Е.М. Хачоева, член жюри конкурса В. Б. Галушкина, воспитатель детского сада №46 «Чебурашка» Е.С. Калинкина, учитель химии Тарасовской школы №1 Н.Н. Черевкова.