Елена Ивановна Зайцева закончила Ростовский педуниверситет и сразу же по распределению попала в Майскую школу работать учителем химии и биологии.
Зерно интереса к педагогической профессии в ее душу заронила Иванова Любовь Родионовна. Именно под ее началом в Егорово-Калитвенской школе постигала азы наук маленькая Елена.
— Я с детского сада сбежала в школу, — вспоминает Е.И. Зайцева. — Так хотелось учиться. И хотя по возрасту мне было рано еще идти в первый класс, на тот момент я уже умела читать и писать. С большим интересом следила, как старший брат делает домашние задания, и до школы научилась у него считать десятичные дроби. Математические способности, видимо, у меня от мамы. Всю жизнь она работала с цифрами — бухгалтером. Она же и попросила принять меня в первый класс досрочно. После входного тестирования и освоенных экстерном знаний школьной программы за первое полугодие я была зачислена в первый класс в середине учебного года. Много читала помимо школьной программы по примеру своего папы. У нас была неплохая библиотека в доме.
Пыталась в Ростове устроиться после института, но судьба позвала на родину и здесь, я считаю, мне удалось реализоваться как педагогу и наставнику в полной мере. Кстати, и первое мое рабочее место тоже приняло меня не 1 сентября. Примерно лишь через неделю после начала нового учебного года нашлась вакансия в отдаленном от дома населенном пункте, куда приходилось добираться то на автобусе, то попутным транспортом. В нагрузку в Майской школе получила еще и преподавание истории. Но трудностей не боялась, верила в свою звезду, пробивая тропу на педагогическом поприще. Первый мой 9-й класс состоял из десяти человек. Разница в возрасте с учениками была небольшая и, как любому молодому педагогу, случалось проходить проверку на прочность. Кнопок на стулья не подкладывали, но пытались сбить меня с толку провокационными вопросами, поведением. Конечно, я была готова к таким ситуациям — благо теорию нам в институте преподавали хорошо — и прошла закалку успешно, завоевав авторитет и уважение. До сих пор бывшие ученики помнят меня, здороваются, поздравляют с праздниками.
Думаю, карьера не сложилась бы, не будь рядом опытных наставников-педагогов. Мне повезло работать в дружном, доброжелательном коллективе педагогов Майской школы. Помогали, поддерживали, наставляли буквально в ручном режиме. Наш завуч Алексей Сергеевич Малов часто приходил ко мне на уроки, наблюдал, подсказывал, что и как. Директор школы Лариса Владимировна Гришина, учитель русского языка Елена Викторовна Сорочан — всех вспоминаю с благодарностью. Никто не оставался равнодушным к моим первым шагам в профессии. Эта преемственность в передаче опыта показала свою эффективность и по-прежнему используется, как один из важнейших инструментов в процессе обучения и педработников, и их учеников. Я бы сказала: взаимопомощь — это профессиональный долг каждого из нас друг перед другом.
Не раз спрашивала себя, чем бы мне хотелось зарабатывать на жизнь, и всякий раз ответ был один: работать с детьми. Опыт жизни привел к пониманию, что к бизнесу, как и к педагогике, нужно призвание. Поэтому считаю, что занята своим делом — сомнений в выбранном пути за эти 25 лет работы не было никогда.
Всегда стимулирует, дает силы азарт борьбы с собой в решении той или иной сложной задачи. Это сродни «спортивной злости» — чем сложнее задача передо мной, тем сильнее хочется доказать себе, что я смогу, справлюсь. Бывает, что не удается достигнуть поставленных целей тем путем, который изначально намечался. Приходится придумывать новые методы, идти в творческий поиск.
Некоторое время поработала в методкабинете районного отдела образования. Это тоже дало ценные знания, понимание, как устроена система обучения. Потом пришла в Тарасовскую школу №1, где помимо основной деятельности занималась дополнительно в течение пяти лет с ребенком-инвалидом на домашнем обучении, что так же пополнило копилку моего опыта. Тогда я поняла, что ничего страшного в этом нет, что, пусть эти дети особенные, но они также хотят жить, развиваться и имеют на это полное право. Доступность образования должна быть для всех одинаковой. В связи с индивидуальными особенностями этого ребенка, пришлось отдельно выстраивать программу занятий и дополнительно изучать новые для меня методы работы, но было интересно.
В 2014 году, в момент переломного момента в системе образования в связи с изменениями в законодательстве, пришла на должность руководителя новой организации. На базе бывшего учебно-производственного комбината мы вместе с опытнейшим наставником и мудрым педагогом Зоей Алексеевной Романенко строили новую структуру — образовательный технический центр. В ОТЦ под моим началом находился коллектив из 14 основных работников. Работать с ними было интересно, поскольку все подчиненные подобрались активные, молодые, амбициозные. А в июне 2023 года снова вернулась к любимой работе с детьми — мне предложили должность председателя местного отделения Движения первых. Во многом оно несет идеи пионерии, сохраняя лучшие традиции этой всесоюзной организации, где дети могут реализовать свои таланты и стремления. Спорт, творчество, краеведение, история — вот лишь малый перечень направлений, по которым мы работаем. Дети — это то начало жизни, его зерно, в которое не жалко и нужно нам, взрослым, вкладывать силы, весь свой человеческий капитал ради общего будущего. По-моему, это живое настоящее дело, и меня вдохновляет осознание сопричастности к нему.
Как наставник я помогала вливаться в коллектив молодым педагогам, но нередко оказывалось, что они обладают какими-то знаниями, ранее мне недоступными. Так, например, осваивала компьютерные программы, техническую часть работы с современной оргтехникой под руководством Ланге Марии Оттовны. Вообще надо сказать, что немалую часть профессиональной жизни педагога составляют постоянные участия в каких-то мастер-классах, обучающих семинарах, диктантах, общественной деятельности. Все направлено на развитие, повышение мастерства.
Нравится и хочется работать с отдачей всех сил детям. Однажды испытав их благодарность и доверие, с которым они идут к тебе, сложно забыть эти глаза и я остаюсь преданной педагогике, считая ее делом общественной и личной значимости.
За годы работы Елена Зайцева награждена почетной грамотой Министерства образования РФ и Ростовской области, ведомственным знаком «Отличник просвещения», не раз получала благодарности от администрации и от педагогического сообщества Тарасовского района.