Путь к профессии мечты для Любови Николаевны Васильевой не был простым, но однозначно — предопределенным ее волей и стремлением.
Выпускница Большинской школы в 1977 году пришла работать в родные стены в качестве старшей вожатой. После года работы Васильева поступила на заочное отделение Ростовского педагогического института, одновременно начав свою педагогическую деятельность в качестве учителя русского языка и литературы в Рыновской школе. Потом, с дипломом на руках, в 1983 году снова вернулась в Большинку.
— Огромную помощь и поддержку мне, молодой учительнице, оказывали в дружном коллективе педагогов Рыновской школы, — вспоминает Любовь Николаевна. — Тогда катастрофически не хватало педагогов-русистов и секреты профессии пришлось осваивать на ходу. Не могу не вспомнить с благодарностью Софью Аркадьевну Виткалову, мою наставницу и настоящего друга молодых учителей. Клавдия Алексеевна Вишневская тоже щедро делилась знаниями со мной. Наталья Ивановна Стригунова приложила руку к моему становлению. Так и сложили из меня педагога. Но на самом деле наставников в жизни было гораздо больше и всех я вспоминаю с теплом в сердце.
Почему я выбрала этот путь? Думаю, потому что в свое время посчастливилось встретить в жизни умных, добрых Учителей, заронивших в мою душу интерес к педагогике. Первая учительница Антонина Дмитриевна Калабердина стала для меня маяком в профессии. Потом мой классный руководитель Ирина Павловна Воронова. Она — москвичка, но отдала себя сельской школе, проработав в Большинке до самой пенсии. По сей день И.П. Воронова остается для меня примером самоотверженности и любви к работе учителя. Благодаря этим людям я после окончания 8-го класса уже твердо знала, кем стану. Пусть с препятствиями, но добилась поставленной цели. Кстати, не я одна. Мои одноклассницы Е.В. Трегубенко и В.П. Чеботова тоже связали свою судьбу с педагогикой. После выпускного мы не прерывали дружбы, а потом вместе работали и общаемся до сих пор.
В своей педагогической судьбе пришлось пройти все ступени от вожатой до завуча и директора школы. Но я по натуре не администратор и не карьерист. Ушла по собственному желанию с руководящей должности и вернулась к учительству.
Чтобы быть успешным, реализоваться в своем деле, в первую очередь надо его любить. Это значит и искренний интерес, и чувство самоуважения, которое проявляется через ответственность. Необходима строгость к себе, внутренняя собранность. Только так получается добиваться положительных результатов в работе. Опять же, это мое отношение к себе видят и окружающие, коллеги, ученики. Невольно такой настрой передается им, заражает и дело становится общим, идет слаженно.
Процесс обучения всегда взаимный. Это значит, что не только я чему-то учу детей, но и через общение с ними сама обогащаюсь знаниями, опытом. Кроме того, надо понимать, что по окончании рабочего дня учитель не расслабляется. В голове у него начинается «разбор полетов», анализ того или иного урока, корректировка каких-то действий в сторону совершенствования, исправление ошибок или промахов (да, да, они есть у каждого). Есть такая поговорка: не стыдно не знать, стыдно не учиться. Так вот это в полной мере относится и к нам, учителям. Мы до тех пор являемся ими, пока сами учимся.
В моей семье, кстати, тоже присутствует наставничество. Сын и дочь выбрали педагогическую дорогу в жизни не без моего влияния. И, естественно, в личном общении мы затрагиваем тему работы, делимся наблюдениями, иногда даю детям советы из личной практики. Но в большей степени передача опыта с моей стороны происходит в работе с молодыми учителями в нашей школе и в педагогическом сообществе Тарасовского района. На различных семинарах делюсь своими наработками, обсуждаю с коллегами те или иные инновации.
Преподаю всю жизнь русский язык и литературу. Эти предметы по значимости стоят на одной ступени с математикой, физикой. И хотя язык относят к гуманитарным наукам, но от этого он не менее сложен в изучении. При этом несет важную социальную функцию не только как средство коммуникации. Без книг, без образного мышления нет и не может быть полноценного образования человека. Без знания родного языка и литературы не вырастить достойного гражданина, любящего свою Родину, принимающего деятельное участие в ее судьбе. Правда, к сожалению, сегодня дети не стремятся к чтению, как раньше. Гаджеты занимают их руки и умы чаще, чем строки из произведений великих писателей. Но надеюсь, рано или поздно в обществе проснется снова большой интерес к чтению, и мы снова будем называться самой читающей страной в мире. Сама очень люблю Шолохова, Пушкина, Есенина и убеждена, что в русской литературе есть ответы на все важные вопросы в жизни.
У меня рядовая биография. Каких-то высоких наград не имею, и не считаю это настолько важным. Конечно, за долгие годы и грамоты, и благодарности были. Заслужила звание «Ветеран труда». Но пока есть силы, считаю необходимым делиться имеющимся личным профессиональным опытом, который является ценным багажом, достойным для передачи коллегам и применения на практике в школе. Греет душу и дает смысл трудиться то, что среди моих выпускников есть достойные, состоявшиеся люди. Многие из них приносят пользу обществу как в Тарасовском районе, так и за пределами своей малой родины. С некоторыми до сих пор тепло общаюсь. Считаю, что лучшая заслуга учителя во вложенных в людей знаниях, которые сделали этот мир лучше.