Вопрос о том, являются ли казаки русскими, или это отдельный народ, а может, сословие, время от времени широко обсуждается. С исторической точки зрения вопрос о казачьей национальности давно решён – этническую основу дали выходцы из Великороссии.
В нашем районе больше 300 реестровых казаков. Среди них есть те, для кого казачество – это не просто чин, звание, принадлежность к роду, а скорее состояние души, образ жизни. Одним из самых ярких представителей таких людей является казак Митякинского юрта младший вахмистр Игорь Плужников.
Уверена, Игоря Анатольевича в нашем районе знают многие. Его вклад в развитие казачества в нашем районе довольно значимый и весомый. А ещё он вместе со своей лошадью Доной – постоянные участники районных мероприятий.
С самого раннего детства Игорь завороженно смотрел фильмы про индейцев, где они лихо управлялись с лошадьми, или про войну, где храбрые воины сражались с оружием в руках. Именно тогда у него зародилась мечта иметь собственную лошадь и шашку. Сызмальства сам строгал деревянные шашки, мастерил оружие.
А дальше школа, учёба в Тарасовском СПТУ №87, затем армия. После срочной службы Игорь Анатольевич вернулся домой, в родной посёлок Тарасовский.
Годы шли. Детская мечта не просто сохранилась, а трансформировалась в огромное желание её реализовать. Именно тогда Плужников увлёкся историей казачества, начал изучать свои корни.
— Какое-то время жил в хуторе Россошь, – говорит Игорь Анатольевич. – И в тот момент решил, что нужно обязательно покупать лошадь. И в хозяйстве помощь, и мечта реализуется. Пока собирал необходимую сумму, узнал, что у Игоря Козырева в Мартыновке есть прекрасные дончаки. Он сумел сохранить эту прекрасную породу, некогда завезённую из конезаводов Ростовской области. Взял с собой знающего человека, ведь сам раньше совершенно не имел опыта общения с этими животными, и отправились мы за моей красавицей.
Не учёл одного – молодая, двух с половиной лет кобыла была совершенно дикой, не объезженной. Непростой задачей было поймать и заарканить, но ещё более сложно доставить её в хутор Россошь. Справились, сдюжили.
Дальше проще не стало. Игорь Анатольевич поначалу боялся даже подойти к кобыле. Она кусалась, лягалась. Но упорный казак не сдавался. Приучил к седлу, а затем вместе с сыном Константином смогли объездить своенравную дончанку. Прошли годы, прежде чем тандем лошадь-наездник стали действовать сообща.
Сегодня Дона не просто кобыла, на которой можно ездить верхом. Она – верный друг казака, который никогда не подведёт. Несмотря на норовистый нрав и далеко не покладистый характер, Плужников смог найти к ней подход, утвердить себя, как главный в тандеме. Дона умеет по просьбе хозяина подавать правую и левую ногу, изящно идёт испанским шагом, приносит в зубах резиновый мячик, а ещё, как истинная леди, делает реверанс, опускаясь на колено.
На подворье своего родового дома, оставшегося от отца, казак самостоятельно выстроил небольшую конюшню, организовал площадку, где можно обучаться верховой езде.
В 2015 году Игорь Анатольевич стал реестровым казаком Митякинского юрта. Всю справу он приобретал себе самостоятельно. Причём не современную, реестровую, а именно из реконструкции, образца 1912-1915 годов. Затем в гардеробе казака появились бурка, папаха. И, наконец, он купил то, о чём мечтал долгие годы, – настоящую шашку. Всё это собиралось в течение не одного года.
— Так было у наших предков, — рассказывает Плужников. – Всю справу приобретали сами. Поэтому этим казаки всегда дорожили. Дорожу и я.
Ранее существовало множество версий происхождения казаков: часть исследователей их корни возводило к восточным славянам, другая — к скифам, третья — к хазарам. Главный посыл этих гипотез таков: казаки — отдельный, уникальный народ. А донские казаки – самое многочисленное казачье войско России.
В деле становления Игоря Плужникова как настоящего донского казака огромную роль сыграл Иван Васильевич Щёголев.
— О нём я узнал после его легендарного похода в 2012 году на Бородино, – говорит Игорь Анатольевич. – Это поступок истинного казака. Очень многому научил меня этот мудрый человек, став для меня наставником, старшим братом. А вот отцом, разумеется, духовным, считаю потомственного казака, художника станковой живописи, войскового старшину, член Совета стариков Донецкого округа и Митякинского юрта Григория Зиновьевича Обухова. Он меня всегда воодушевляет на светлые дела.
И, к слову сказать, таких дел у нашего казака немало. Он является добрым другом детворы из Митякинского детского сада. Всегда приезжает с подарками к маленьким казачатам. То деревянных коней им сделает, то шашки мальчишкам выточит, то костюмы подарит. Именно он был одним из инициаторов конных переходов с участием Миллеровского конного взвода. В этих делах он не одинок. Ему помогают представители Митякинского юрта бывший атаман Владимир Лавренко и специалист сектора ГКУ «Казаки Дона» Ирина Калашникова, а также давний друг Сергей Чистяков из станицы Базковской.
А ещё на протяжении долгих лет Игоря Плужникова поддерживает любимая супруга Елена. У неё тоже предки казаки.
— Я очень счастлив, что рядом со мной такая мудрая, душевная и чуткая женщина, – признается Плужников. – Супруга для казака – это не просто жена, но ещё и поддержка и опора. Стараемся дома придерживаться вековых устоев: мужчина не должен вмешиваться в женские дела, а женщина – в мужские.
Кстати, сын Игоря – Константин – тоже во многом помогает отцу. Во время проведения массовых мероприятий Плужниковы организуют «Казачье подворье». Пока отец занимается с лошадью, катает на ней детей, сын ставит настоящий дровяной самовар, угощая желающих ароматным чаем с баранками. Получается очень душевная, тёплая и самобытная атмосфера.
Честно признаться, не хватит газетной полосы, чтобы рассказать всё об этом душевном человеке, настоящем казаке, знающем и почитающем традиции и историю предков. Очень интересно с ним беседовать, узнавать новое, то, о чём раньше и не слышал. А самое главное, что Игорь Плужников очень открытый и искренне готов делиться со всеми своими знаниями. А потому приглашает всех желающих познакомиться со своей прекрасной кобылой Доной, научиться верховой езде и даже просто поговорить по душам.